В церковном доме храма преподобного Сергия Радонежского состоялась выставка-дегустация постных блюд.

По окончании Божественной литургии прихожанки храма накрыли постный стол. Хозяйки приготовили плов с нутом, миндальный сыр, томленую капусту с грибами, грибную подливку, закуски, паштеты, лепешки, постные котлеты, тефтели, соленья и салаты. Нашлось место и сладостям: здесь был и кекс с орешками, и торт с лимонно-манным кремом, и шоколадный пирог с ягодами.

Настоятель Сергиевского храма протоиерей Вячеслав Ковалевский обратился к гостям выставки и хозяйкам: «Существуют разные традиции поста в разных городах и странах. Когда я начинал свой священнический путь, у меня часто спрашивали, как мы с семьёй постимся. С лета мы заготавливали овощи, ягоды и фрукты, а в пост матушки накрывали стол тем, что сохранилось с прошлого урожая. А кто-то не готовится и покупает все в магазине.

Когда в 90-е годы люди видели постный стол в храме, они удивлялись, что в пост можно приготовить такое количество разнообразных и вкусных блюд, ведь в Советском Союзе была утеряна традиция их приготовления, как были утеряны и многие рецепты. Конечно, пост не подразумевает буйства вкусов и гастрономических изысков, всегда нужно помнить, что в первую очередь Великий пост – это воздержание и ограничение плоти и духа.

Сегодня наши хозяюшки собрали нас за постным столом, чтобы показать свое мастерство, поделиться друг с другом опытом и рецептом, а ещё показать нам, что постные угощения очень полезны, вкусны и питательны».

Встречала гостей прихожанка Наталья Гамаюнова с дочерью Любой – мама с дочкой были одеты в старинные праздничные костюмы, которые принадлежат семье прихожанки Ольга Ставицкой.

«Это настоящий костюм конца XIX века, его носили моя прабабушка и бабушка, – делится Ольга. – Такие наряды не были повседневной одеждой, их берегли и надевали только по праздникам. На Пасху все женщины, девушки и девочки обязательно доставали свой самый красивый, яркий и украшенный наряд.

В каждой губернии одевались по-своему, этот костюм родом из деревни в Рязанской области. Он состоит из длинной рубахи, поневы, запона, лент (моя крестная называла их ленками, такая особенность рязанской речи), пояса, бус, повойника и платочка на голову. Все шили на станках и вручную, а украшали костюм вышивкой и ленками.

Девичий и женский костюм вместе называли парой. И такая пара в семье была признаком достатка. Девичий костюм состоит из сарафана, станушки (рубашка, надетая на стан), запона и ленточки на голове. Эта пара и бабушкина прялка – самые дорогие моему сердцу вещи».

В каминном зале кипел самовар, Наталья и Люба – русские красавицы в народных костюмах – помогали участницам презентовать блюда. В ожидании Светлого Христова Воскресения прихожане открывали для себя новые рецепты простых, но вкусных постных блюд.

На конкурсе были представлены такие разные угощения, что каждая хозяйка стала победительницей в своей номинации. После дегустации и оценки блюд отец Вячеслав вручил участницам подарки.

София Зотова