В церковном доме храма преподобного Сергия Радонежского прошли духовные беседы, посвященные духовному пути А.С. Пушкина через призму его поэтических произведений.
Ольга Юрьевна Галь, учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаватель воскресной школы Свято-Сергиевского храма, подготовила глубокое и подробное исследование жизненного пути великого русского поэта, его духовных исканий, сомнений, прихода к вере и обретения Бога в сердце.
О.Ю. Галь отметила: «Жизнь А.С. Пушкина наглядно отображает притчу о блудном сыне. Пушкин родился в семье, которая впитала в себя традиции послепетровской Руси, когда хлынула западная культура, наполненная богоборческими мотивами. Маленький Саша Пушкин проникся всем этим, так как библиотека его отца была наполнена французской богоборческой литературой. Кто-то из исследователей некогда верно подметил, что на жизнь Пушкина повлияли Вольтер и няня.
В лицее, где учился будущий поэт, и особенно в светском Петербурге происходит окончательная потеря Пушкиным веры. Однако промыслом Божиим поэту уготована была южная ссылка, когда его вырывают из омута Петербурга, в котором погибала его душа. Как искренне о себе писал сам поэт, что он «повеса вечно праздный».
В 1823 году Пушкин начинает работать над романом в стихах «Евгений Онегин», который был написан в течение семи лет. В ходе написания романа происходит внутренняя работа поэтом над самим собой. Начинается разоблачение кумиров, борьба со страстями в сердце.
Вторым спасением Пушкина становится ссылка в село Михайловское, где поэт предается невероятной скуке, он страдает от одиночества. Единственным утешителем является няня Арина Родионовна, которая погружает его в русский мир – сказок, былин, русских преданий. Исследователи говорят, если бы в жизни Пушкина не было Михайловского, то в нашей жизни не было бы Пушкина. Именно здесь он начинает читать Библию, входит в общение с монахами и настоятелем Святогорского монастыря. В этом же году появляется стихотворение «Пророк». Однако страсти, кипящие в горячей душе поэта, еще не оставлены им окончательно, и, вернувшись в Петербург после прощения им императором Николаем I, художник вновь окунается в светскую столичную жизнь, исполненную греха. И в конечном итоге появляется стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828 г.).
На столь мрачное и дерзкое произведение ответ ему дает митрополит Московский Филарет Дроздов: «Не напрасно, не случайно/ Жизнь от Бога мне дана». Владыка дает понять поэту, что дар жизни человеку – это великий Дар, посланный Богом. Пушкин отвечает Филарету: «Твоим огнем душа палима /Отвергла мрак земных сует / И внемлет арфе серафима / В священном ужасе поэт». Это был 1830 год. Пушкин уходит от персонификации («серафима»), но это ответ на послание митрополита Филарета. Кризис Пушкина 1823 года заканчивается в 1830 году: Пушкин приходит к вере. На 1830 год приходится знаменитая Болдинская осень, которую поэт проводит в нижегородском имении Болдино (где он заканчивает роман «Евгений Онегин», где рождаются «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», создаются порядка тридцати стихотворений).
В феврале 1831 г. Пушкин венчается в Москве с Натальей Николаевной Гончаровой. Поэт наконец-то счастлив, он наслаждается своим браком, любит свою жену, и, как он сам отмечает, теперь он «не повеса, не гуляка праздный». В эти же 1830-е годы Пушкин много работает в архивах, создает «Историю пугачевского бунта», «Историю Петра I», роман «Капитанская дочка».
Пушкин никогда не имел никакого титула, чина, не был богат, его имение было промотано отцом. Поэт живет исключительно литературным трудом. Для великосветского Петербурга Пушкин является лишь писакой, которого князья и графы не принимают в своем высшем обществе. Пушкина это чрезвычайно обижает, что люди смотрят не на личность, а на знатность и богатство. Болдинская осень 1834 г. оказывается бесплодной для художника слова. Из-под пера Пушкина рождается лишь одна сказка «О золотом петушке», суть которой заключается в мысли – неправедная жизнь человека заканчивается праведным возмездием.
Финал жизни великого поэта – дуэль. Как отмечает исследователь М.М. Дунаев, Пушкин, защищая свою честь на дуэли, оскорбляет свое человеческое достоинство. Он, как язычник, жаждет расправы над Дантесом. Беда в том, что Пушкин защищает не свою чистую совесть, а светское, условное, житейское благородство. Философ Владимир Соловьев писал: «Пушкин убит не пулей Дантеса, а своим собственным выстрелом в Дантеса». В те времена дуэли были официально запрещены, Церковь приравнивала дуэлянтов к самоубийцам. Пушкин идет на дуэль не как христианин, а как язычник. По настоянию поэта дуэлянты стояли друг от друга на расстоянии десяти шагов. А это – смертельный случай. Дантес стреляет первым, Пушкин падает на землю, но, собрав последние силы, поэт кричит: «К барьеру!». И Пушкин спускает курок, но лишь незначительно ранит Дантеса. После чего поэт восклицает: «Браво!».
Однако когда Пушкин приходят в сознание и узнает, что Дантес остается жив, он говорит удивительную фразу: «Странно, я думал, что его смерть доставила бы мне радость, но сейчас я чувствую, что это не так…» В чем Промысл Божий? Пушкин не сразу умирает на дуэли. Ему даются два дня, в течение которых он переживает страшные мучения, невыносимую боль: ранение приходится прямо в живот. Пушкин прощает Дантеса, призывает священника для совершения Таинств исповеди и причастия, запрещает своим друзьям мстить за него. «Нет, никакой мести, мир, мир!» – просит Пушкин своих друзей. Если бы Дантес был убит Пушкиным, поэт не имел бы права простить своего врага, потому что он бы стал убийцей, но Промыслом Божием он наносит ему лишь легкое ранение. Поэту дается право свыше духовно примириться со своим врагом. Он умирает настоящим христианином, простив всех. Старенький священник из церкви в Конюшенном переулке подметил: «Такой искренней, такой глубокой исповеди я мало от кого слышал». Хотя этот священник служил в Отечественной войне 1812 года и принимал немало исповедей уходящих из этого мира людей. Пушкин про себя говорил: «Я хочу умереть христианином».
Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор в 1887 году на 50-летнюю годовщину со дня смерти поэта подчеркнул: «Величайший наш поэт был действительно любимый сын Отца Небесного. Был в жизни сын заблуждающийся, а в тяжкой смерти сын кающийся. Он родился христианином, жил полухристианином и полуязычником, а умер христианином, примиренным со Христом и Церковью».
Завершилось странствование блудного сына в страну далече возвращением в Отчий Дом. Это великий урок для всех нас от великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Своими впечатлениями от встречи поделились учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО №7 Тулы Смирнова Ирина Вячеславовна: «Мне очень понравилась лекция. Без Православия невозможно изучать жизнь и творчество ни одного русского поэта и писателя. Жизненный и творческий путь Пушкина – это путь исканий, трудов, сомнений и обретения веры как самого главного в жизни каждого человека».
Елена Камаева, студентка 1 курса филологического факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого: «Я для себя очень много открыла из жизни и творчества А.С. Пушкина. Это всё очень ценно, и нужно непременно обладать этими знаниями, так как А.С. Пушкин не только великий художник слова, великий поэт, но и настоящий христианин, глубоко и искренно примирившийся с Богом в своем сердце».
Елена Детинина, фото автора