В день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, когда совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, в Тесницком лесу, на месте массовых расстрелов 1937-1938 гг. благочинный Северного округа города Тулы, настоятель Свято-Сергиевского храма, протоиерей Вячеслав Ковалевский отслужил панихиду.
Служение панихид на месте, где в конце 30-х годов прошлого века обрели упокоение около трех тысяч человек, расстрелянных по политическим мотивам, совершается неопустительно каждый год в течение уже более двадцати лет. Обычно на общую молитву собирается духовенство благочиния, прихожане близлежащих храмов и сел, а также прихожане городских храмов. От Свято-Сергиевского храма всегда идет автобус, о чем заранее делается объявление. Да и сами прихожане уже недели за две подходят к батюшке, спрашивают о поездке.
Когда в 2001 году была заложена часовня в честь новомучеников и исповедников Российских, люди говорили: «Как хорошо, что теперь есть место для молитвы, как положено». Промыслом Божиим часовня стала небольшим храмом, и, начиная с 2002 года, здесь в день памяти новомучеников Тульских 16 сентября совершается Божественная литургия, на которую с каждым годом собирается все больше и больше людей.
В первое воскресенье февраля панихиды служатся в течение дня. Не потому, что имеется какое-то расписание, а потому, что священники и прихожане приезжают после воскресного Богослужения, и время зависит от окончания службы на приходах и от расстояния.
Накануне, 3 февраля, прихожане и школьники с. Богучарово во главе с настоятелем храма Сретения Господня протоиереем Сергием Дульневым убрали с дороги бурелом и упавшее дерево, расчистили снег у часовни, у крестов. Затем отец Сергий отслужил панихиду.
Сегодня, когда подъехали к часовне, увидели, что от часовни, по свежевыпавшему снегу идут следы в лес, к другим могилам – кто-то уже был здесь до нас.
Батюшка открыл часовню, зажгли свечи, положили цветы и стали на общую молитву.
По окончании панихиды благочинный отец Вячеслав сказал: «Посмотрите на таблички вокруг, что за люди здесь похоронены: сорок лет, тридцать с небольшим… Это наши ровесники. И обвинялись они в том, что веровали во Христа. Достаточно было отказаться от веры и остаться в живых, но люди предпочли смерть. Слово «мученик» означает в переводе «свидетель», это тот, кто, претерпевая мучения, тем самым свидетельствует о Боге. И вот этих людей приводили сюда. Нам сейчас, полностью одетым, и холодно и зябко, а они – голодные, полунагие, обретая здесь себе могилу, понимали, что буквально через несколько минут жизнь их закончится.
А жизнь человеческая была дешевле патрона. Место выбрано неслучайно, здесь всегда был военный полигон. Сегодня мы не слышим этих выстрелов, потому что выходной, а когда служим здесь литургию, часто слышим, как испытывается оружие. Здесь стреляли всегда и будут стрелять, и местные жители к этому привыкли и не обращают внимания.
И эти люди отказались от всего земного ради того, чтобы быть вместе со Христом. И этим они явили свою веру, они явились свидетелями. И сегодня, когда мы предстоим у этого места, мы преклоняемся перед этими людьми, перед их мужеством, потому что они не побоялись избрать этот тяжелый смертный путь вместо обещанных им всяческих благ. Они явились свидетелями веры, и нас призывают к тому, чтобы мы укреплялись в вере, и с упованием на Бога переносили все трудности и невзгоды, которые выпадают нам в нашей жизни.
Среди погибших и наши тульские святые: схиархимандрит Исаакий (Бобраков) Оптинский – последний настоятель Оптиной пустыни; епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Петр (Павлушков), прпмцц. Августа (Защук), Макария (Сапрыкина), Анфиса (Сысоева), мцц. Мария (Лактионова) и Агриппина (Лесина), ныне прославленные в лике святых новомучеников и исповедников Российских; и другие, умученные за веру Христову.
Здесь, конечно, не все святые, но все – мученики. Много не только туляков, но из других областей и даже стран, смотрите: Калужская область, Санкт-Петербург, Воронеж, Одесса, Крым, Иран, Латвия, Румыния, Польша, Китай, Германия.
Мы помолимся, чтобы их молитвами Господь укрепил нас самих, наших родных и близких на нашем жизненном пути».
В этой поездке были не только прихожане Свято-Сергиевского храма. Елена Анатольевна никогда до сих пор не была в Тесницком: «Про поездку узнала от своей знакомой Галины – вашей прихожанки. Никогда не была в этом месте, заинтересовалась. И хотелось поклониться, отдать дань памяти здесь погибшим, помолиться. Вообще в паломничество езжу редко. После этой поездки и молитвы получила спокойствие души, умиротворение. Буду теперь знать, и ездить в это святое место».
Определением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви это место должно считаться местом особого почитания всех, пострадавших в земле Тульской.
По дороге Дмитрий, водитель автобуса, на котором мы ехали, рассказал: «Я с вами уже туда ездил. У вас получается очень организованно, чувствуется святость этого места. Туда всегда все дальнобойщики заезжают. Оставляют машины на дороге и в лес идут пешком. Мы видели и слышали, даже по рации говорят: «Пойдешь? – Пойду». Они сначала заходят туда, к часовне, потом через дорогу – в кафе. Мы их спрашивали, куда они идут. А они отвечают: «Нам сказали – святое место здесь». Машины больше даже не тульские, а из других областей. Они же видят, что здесь не просто так, здесь крест стоит. Водители любят такие места, где можно перед дорогой освятить себя, помолиться, попросить помощи в пути. Они всегда просят помощи, потому что дорога непредсказуема».
А ведь мы все в пути, нам всем нужна помощь. Потому что дорога непредсказуема.
Святии новомученики Российские, молите Бога о нас!
Новоселова Наталья