В Пречистенском храме Северного благочиния проходят реставрационные работы по восстановлению сохранившейся росписи главного придела.
Из истории известно, что Пречистенский Зачатьевский храм города Тулы основан в 1789 году. В 30-х годах ХХ века был закрыт, долгое время тут находились склады, а в 70-80-хх годах уже прошлого столетия его пытались превратить в кукольный театр, поэтому внешние стены храма были немного облагорожены – доложена кирпичная кладка и новый фундамент из белого камня. Позднее эта идея была оставлена, и в 1993 году храм был передан Русской Православной Церкви. Богослужения потихоньку начали возобновляться с 2000 года. Тогда же стараниями протоиерея Геннадия Ковалевского были вставлены новые окна, двери и многое другое, чтобы в храме было светло и тепло.
По словам настоятеля храма протоиерея Романа Петренко сейчас уже осталась самая серьезная работа. Чтобы при храме текла духовная жизнь все уже сделано, создался приход, люди посещают храм целенаправленно и даже приезжают из других районов, их же молитвами и трудами совершается все, чтобы вернуть храму первоначальный внутренний облик.
«Когда меня сюда назначили настоятелем, у нас с прихожанами появилось большое желание, чтобы восстановить ту древнюю роспись, остатки которой сохранились, а не писать заново. Мы долго искали людей, которые могли бы заняться именно реставрацией живописи. Эта работа очень долгая и кропотливая – целая наука, которая делается неторопливо, этап за этапом, а по ее завершении художник дописывает те части фресок, которые не сохранились. Теперь роспись не разрушится, но если внимательно присмотреться, то видно, что она не новая, а именно восстановленная. В чем и состоит ее ценность, мы максимально сохранили то, что было: все цвета, фон и орнаменты, и только дополнили недостающие элементы.
В алтаре мы уже смогли возродить написанное несколько веков назад. Из архивных документов мы знаем, что храм расписывался долго, всю вторую половину XIX века. У нас на приходе много строителей, своими руками они построили иконостас, сделали сами металлический каркас высотой пятнадцать метров. Уже подготовлены доски для икон, написана икона Божией Матери «Знамение», которая будет располагаться в центре иконостаса. Именно этот образ был обретен во время строительства храма, задолго до его освящения, которое состоялось в 1793 году. Когда вырывали котлован, то нашли маленький медный образок, занесенный позднее в число икон России, обретенных при строительстве церквей. До закрытия и разрушения храма она находилась здесь и была очень почитаемой.
Храм очень большой, хотя снаружи не кажется таким. Сначала чтобы тут можно было совершать Богослужение, был восстановлен придел в честь Вифлеемских младенцев. Отштукатурен, покрашен алтарь и наполнен всем необходимым, поставлены Царские врата, в главном же приделе сейчас мы трудимся над окончательным его видом. Работа еще как минимум продлится года три.
На сегодняшний день реставраторы работают в куполе храма. На днях нам привезли ризу на престол, жертвенник, семисвечник. Очень надеемся, что к нашему Престольному дню, который празднуется 21 сентября, в главном приделе можно будет совершать Богослужение», – рассказал отец Роман и показал фотографии всех этапов реставрации росписи.
Наталья, прихожанка храма Преподобного Сергия Радонежского, вспомнила интересную историю, которая произошла во время первых работ при расчистке храма после долгих лет запустения: «Это было в 1996 или 1997 году. Мы, тогда слушатели Духовных бесед, по благословению отца Вячеслава Ковалевского дежурили в Пречистенском храме. Разбирали фрагменты каких-то кирпичных перегородок внутри храма, каждый день убирали паперть, молились. Отец Вячеслав служил там молебны, для чего был сделан перед алтарной частью импровизированный стол: широкая доска (вероятно, подоконник) на двух стопках кирпичей. Люди, увидев открытые двери, заходили, многие радовались, что храм будут восстанавливать, некоторые оставляли пожертвования.
В этот день моя напарница Людмила затеяла спор: есть ли у поруганных оскверненных храмов ангел-хранитель? Мы вышли на улицу погреться на солнышке и тут к нам подошли двое пьяных: «Где Варька (или Нинка, уже не помню) тут живет? А то у нее есть выпить, а нам ещё надо». Людмила по-матерински попыталась их урезонить: «Ребята, шли бы вы домой, проспались. Вас ведь родные ждут, небось, дома не ночевали». Они не унимаются: «Не-е, нам Варьку найти, у нас деньги ещё есть».
И тут у одного проснулось любопытство, что здесь мы делаем. Отвечаем: «Вот, дежурим, храм будет восстанавливаться, убираем тут, батюшка молебны служит». «А где ж тут молиться? – с явным недовольством и даже агрессией спрашивает пьяный, – тут молиться нельзя!»
Мы немного струхнули, здесь вокруг сараи, бурьян, нежилое здание, а ребята молодые, крепкие. Вдруг решат, что им неуважение оказывают, побьют… Торопливо показываем: вот здесь батюшка крест кладет, Евангелие, книги богослужебные, воду освящает… Парень с той же агрессивностью крутится на месте: «Где, где? Здесь?» Становится перед этой доской на колени и начинает молиться. А уж мы-то молитвы и про себя читаем, и уже бормотать вслух начинаем. Второй стоит на пороге и продолжает свое: «Нам Варьку найти, а они не знают».
Через несколько минут первый поднимается, в недоумении оглядывается, выходит и говорит приятелю: «Домой». Тот, немного посопротивлявшись, машет рукой: «Сдаваться, что ли. Ну, домой, так домой». И направились в сторону остановки. Мы смотрели им вслед «квадратными» глазами, понимая, что Господь показал (именно: показал!) нам ответ на вопрос, есть ли у разрушенных храмов Ангел-Хранитель».
Татьяна Шитова