Следуя многолетней традиции, в библиотеке Свято-Сергиевского храма города Тулы во вторник вечером состоялась духовная беседа, которая была посвящена празднованию особо почитаемой Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства.
Открывая встречу, иерей Андрей Еринков, клирик Свято-Сергиевского храма и духовный наставник участников бесед, в первую очередь поздравил присутствующих с праздниками:
-Сегодня, в День народного единства, мы молимся перед иконой Божией Матери, которая уже не раз спасала наше государство от внешних и внутренних врагов. И сегодня мы возносим перед чудотворным образом свои молитвы за Отечество наше и за великий русский народ, – сказал отец Андрей. – Как людям верующим, вам, конечно же, знакома история обретения на пепелище в городе Казани в 1579 году чудотворного образа Богоматери, названного впоследствии Казанским. День этот церковь празднует 21 июля. Однако 4 ноября был установлен еще один день празднования Казанской иконы Божией Матери, который к тому же стал государственным праздником – Днем народного единства. И нужно отдать должное исторической справедливости – все вернулось на круги своя, поскольку день почитания чудотворного Казанского образа Божией Матери стал большим церковным праздником, потому что уже являлся праздником государственным.
Сама российская государственность образовалась благодаря патриотическому порыву городского старосты, гражданина, как мы сейчас говорим, Кузьмы Минина, который побудил его, скромнейшего человека, обратиться осенью 1611 года к народу, чтобы поднять его на освобождение Москвы, а, следовательно, и России, и поддержавшего его авторитетного воеводы Дмитрия Пожарского.
Отец Андрей также отметил, что установление Дня народного единства было совершено через государственную власть, но по инициативе Русской Православной Церкви. По сути, в России это первый государственный праздник, который по своему историческому основанию и по религиозному содержанию связан с событиями дореволюционного периода, и поэтому для нашего общества важно понимать, что он являет для нас теперь.
Помимо этого, батюшка подробно остановился на причинах возникновения на Руси Смуты, длившейся с 1598 по 1613 год, и пояснил, в чем заключалась объединяющая сила образа Казанской иконы Божией Матери в борьбе с польскими захватчиками.
Господь не оставил Россию в эти годы и обратился к народу, как и всегда в трудные времена, через Матерь Церковь. Патриарх Московский Гермоген, который был тем самым священником, в ту пору иеромонахом, возглавившим в Казани крестный ход с образом новообретённой Казанской иконой Богоматери, несмотря на то, что находился в заточении, с декабря 1610 года начал рассылать по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению. В самую страшную годину Смуты именно церковь стала духовным и идейным центром объединения народа для защиты своей Родины, ее целостности, своей веры.
Прежде чем ополчение Минина и Пожарского выдвинулось к Москве, было принято решение молиться, каяться и поститься несколько дней. Народу было необходимо очищение через покаяние, возрождение веры, а через нее упование на силу Божию и предстательство Пресвятой Богородицы. А когда войско выступило в поход, впереди несли Казанскую икону Божией Матери, список чудотворного образа. С ним ополчение пришло в Ярославль, где остановилось на четыре месяца, затем – в Троице-Сергиеву Лавру, и уже оттуда в Москву. И когда ополченцы подходили к осажденной столице, как свидетельствуют историки, произошло чудо, которая явила Богоматерь через свой образ. Если бы они пришли хотя бы на день позже, то столкнулись бы с прибывшим на подмогу полякам многочисленным и хорошо вооруженным войском из Литвы. Но прослышав, что ополчение стоит у стен московского Кремля, литовцы повернули назад.
Однако Казанский образ Богородицы чтится и почитается в день освобождения Кремля и Китай-города от поляков не только как защита и оплот рати ополченцев. Пресвятая Богородица для православных людей была, есть и будет символом духовного очищения, жертвенной любви и любящей матери. Благодаря Ее горячим молитвам пред Господом Богом, Ее заступничеству и помощи, народ русский сохранил себя, вернулся к человеческой жизни, сумев преодолеть смуту своих душ и умов.
– Событие, произошедшее 4 ноября 1613 года и положившее начало концу Смутного времени, закончилось победоносным исходом только благодаря объединению народа вокруг Церкви и любимого Отечества, – подчеркнул отец Андрей. – И установленный праздник народного единства очень важен для нас, современных людей. Мы должны помнить, что мы граждане нашей страны, что мы православные.
Постоянный участник духовных бесед Сергей Айнетдинов поделился своими впечатлениями о состоявшейся беседе и праздниках, которые вот уже несколько лет отмечаются в нашей стране 4 ноября:
– По моему убеждению, День народного единства – это праздник, который нам сегодня необходим. В самом названии уже выражена вся его суть – единство. Нам сейчас как никогда нужно объединиться, каждый видит и чувствует вызовы сегодняшнего дня, не только материальные, в виде санкций, но и духовные. Но для начала мы должны понимать, как нам объединиться, на какие духовные скрепы нужно опираться. И в этом смысле Казанский образ Божией Матери воспринимается уже не просто как символ, а как настоящая духовная сила. Лучшее подтверждение тому – повсеместное почитание в России Казанской иконы Божией Матери, храмы во имя этого чудотворного образа есть в каждом уголке нашей страны, хотя обретен он был относительно недавно.
Тамара Александровна Антонова отметила, что в ходе беседы были затронуты как религиозная, так и государственная сторона Дня народного единства:
– Очень хорошо, что отец Андрей разъяснил его важность именно в наши дни, когда над нашей страной вновь нависла угроза смутного времени. Очень важно не допустить в очередной раз смуты и раздора в России, а, значит, пришло время нам, россиянам, людям разных национальностей, объединяться.
Марина Полянская.
Фото автора.