При храме преподобного Сергия Радонежского прошла духовная беседа, посвященная истории икон храма.

Провел мероприятие, на котором присутствовали прихожане храма,  настоятель  протоиерей Вячеслав Ковалевский.

В начале разговора отец Вячеслав  пояснил слушателям назначение православных икон: «Икона является первообразом, который на ней написан. Мы можем молиться и без икон,  но они помогают сконцентрировать нашу память и внимание, так же, как когда мы перелистываем фотоальбом, становится гораздо проще вспоминать о тех или иных событиях нашей жизни.

Некоторые люди по своему невежеству считают иконы амулетами, вешая их в машине, нося в кошельке, ставя  к изголовью больных. У них  не хватает знаний и понятий. Просто так повешенная или поставленная икона не имеет никакого значения.

В 30-х годах ХХ столетия наш храм был закрыт, и все иконы были вывезены в поле на сожжение. Такие действия проходили повсеместно. Из некоторых  икон делали полы. Такие иконы, пробитые гвоздями, были найдены и  сохранены в Новомосковском монастыре отцом  Лавром. В Плавском районе даже  был построен мост из икон ликами  вверх, но ни один человек не прошел по нему, жители  ходили через брод. К сожалению, многие старинные иконы ушли бесследно, но бывают случаи, когда иконы возвращаются, они ходят, путешествуют как живые».

Далее рассказ священника иллюстрировала  видеоэкскурсия по храму.

«Когда храм открыли в 1991 году, люди стали приносить иконы, которые находились у них дома, – продолжал отец Вячеслав. – Все иконы были пожертвованы людьми и специально не приобретались. Одна из первых икон – икона святителя Николая, а также икона святителя Василия Рязанского, праздника  Вознесения Господня и апостола Варфоломея. Интересно, что  преподобный Сергий носил по своему рождению тоже имя Варфоломей. Эти образы привез отец Геннадий из храма села Куркино, где он начинал свое служение. Они лежали на чердаке, нуждались в реставрации  и специально не выбирались.

Икона «Сергий Радонежский погребает  своих родителей, схимонахиню Марию и схимонаха Кирилла».  Из жития известно, что родители не разрешили преподобному принимать монашество, пока он их не похоронит. Преподобный Сергий, таким образом, являет собой образ послушания, это не просто событие, а умозрение в красках. Икона пишется всегда в обратном порядке, в другой проекции, нежели картина, и по определенным канонам. Каждая линия и черта передает тот или иной смысл.

Казанский образ иконы Божией Матери, а напротив – Владимирской иконы Божией Матери – дар иконописицы Надежды Сергеевны из Спасского храма, в  котором можно увидеть другие ее работы. Многие современные иконы мы делали сами. Когда не хватало  икон, мы наклеивали на фанеру изображения из календарей и журналов и покрывали  лаком.  Некоторые иконы храма – из домашней церкви отца Геннадия. Когда он был семинаристом и жил в Петербурге,  многие образы были подарены ему благочестивой женщиной Анастасией, которая пережила блокаду Ленинграду с всегда горящей  лампадой. В те страшные времена от неверия в Бога многие иконы выбрасывали или приносили ей за ненадобностью. Она собирала их и бережно хранила.

Одна из главных икон храма – ростовая икона преподобного Сергия Радонежского.  Когда в 90-х годах был открыт храм, наш будущий митрополит Алексий, будучи в то время архиепископом Казахстанским, решил подарить митрополиту Серапиону образ преподобного Сергия Радонежского. Эту икону передали храму на открытие 8 октября, когда служили  первую литургию. Также была передана  частица мощей святого. С тех пор икона пребывает в храме постоянно.

Следующая икона «Всех святых», написанная Владимиром Тимофеевым  на пожертвования всех прихожан, с частицами мощей, которые хранились в алтаре и были переданы храму в разное время. Это кусочек гробницы Ксении Петербургской, частица от гроба священномученика патриарха Гермогена, частица мощей святителя Афанасия Ковровского, часть от гроба и облачений святителя Филарета Московского, часть мощей святителя Игнатия Брянчанинова, частица гроба преподобного Моисея Оптинского,  частица келии преподобного Макария Оптинского, частица мощей преподобномученика Василия, частица мощей преподобного Иоанна Сезеновского.  Симметрично  напротив  расположена икона святой Троицы, выполненная  тем же иконописцем. 

Несколько икон, в том числе, «Споручница грешных»  переданы от духовного отца протоиерея  Геннадия архимандрита Венедикта (Воробьева), который служил в Ярославской области. Икону святителя  Геннадия, архиепископа Цареградского, с двумя клеммами я и моя сестра  после смерти отца Геннадия написали в дар храму в честь небесного покровителя отца Геннадия. Также на противоположной стене  Владимир Тимофеев написал икону Николы Тульского.

Иконы нижнего ряда иконостаса написаны художником Олегом Симоновым, верхнего – Владимиром Тимофеевым. Имеется икона, заказанная отцом Геннадием, с образами  Тульских святых. Икона Грузинской Божией Матери передана краеведческим музеем, там хранятся многие иконы,  изъятые из храмов, также как иконы иконостаса Успенского собора в Кремле, находящиеся сейчас в Тульском музее изобразительных искусств.

Казачья особо почитаемая икона Николы Тульского написана в полный рост,  похожа на  образ Николы Можайского. Ростовой образ Спасителя – один из первых образов, отец Геннадий восстановил ризу, покрыв сусальным золотом. Очевидно, она также  привезена из Куркинского храма.

Есть еще несколько икон с частицами мощей. Это икона святого блаженного  Иоанна Тульского и святителя  Луки Войно-Ясенецкого, преподобного Серафима Саровского, а также  святителя Николая Чудотворца, с  привезенной  частицей мощей из Нью-Йорка отцом Сергием Ковалевским в 80-х годах.

Старинная икона Божией Матери  Федоровская – дар архимандрита Венедикта,  так как меня рукополагали в день празднования этой иконы. Когда мы ее  реставрировали, то под ризой был полностью написан образ, поэтому ризу решили  не надевать, оставили икону в храме.  Под ней написали еще одну такую же икону.

Но особенно  интересна история чудесного появления в нашем храме иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона. Когда храм построился, владыка Сергий передал несколько  своих предметов, в том числе, икону с частицей мощей из Афонского монастыря. Об этом свидетельствует надпись, находящаяся в притворе храма. Но эта икона не сохранилась.  Однажды под праздник целителя Пантелеимона отец Геннадий обнаружил в подсобном помещении лежащую икону целителя Пантелеимона на гладильной доске,  но никто не видел, каким образом эта икона оказалось там, и кто ее принес. На обратной стороне была  надпись, что она написана в Свято-Пантелеимоновом монастыре. В это время были принесены два старинных красивейших  киота, один из них мы восстановили, и в нем сейчас находится эта икона».

По окончании беседы все пришедшие поблагодарили священника за столь интересный и подробный рассказ.

Татьяна Шитова