В духовно-просветительском центре Тульской епархии при храме в честь святого великомученика Димитрия Солунского в рамках ХХ Международного фестиваля военного кино имени Юрия Николаевича Озерова состоялся показ документального фильма «Ангел над Оптиной» и встреча с режиссером картины Олегом Урюмцевым.
Перед просмотром фильма к собравшимся обратился протоиерей Максим Троеглазов, настоятель храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского: «Не первый год в Туле проводится фестиваль военного кино имени известного советского и российского кинорежиссера и сценариста Юрия Озерова, и в этом году одной из его площадок стал наш духовно-просветительский центр, — произнес отец Максим. — Автор фильма «Ангел над Оптиной», который сегодня будет впервые показан зрителю, Олег Урюмцев — не только режиссер, актер, сценарист, но также и президент фестиваля. Фильм рассказывает об убийстве и мученическом подвиге трех насельников Оптиной пустыни, произошедшем в Пасхальную ночь в 1993 году».
Затем зрители, в числе которых были не только миряне старшего возраста, но и учащиеся Тульской духовной семинарии, члены молодежного православного движения, погрузились в события фильма.
Из фрагментов кинохроники, воспоминаний близких, друзей и монастырской братии, дневниковых записей и стихов одного из героев фильма получилось цельное повествование о том, как Господь избрал и привел на служение в восстанавливающуюся из разрухи в начале 90-х годов Оптину пустынь трех совершенно непохожих друг на друга молодых людей, которые стали воинами Христовыми и подвижниками, каждый по-своему, а затем приняли мученическую кончину, составив славу древней обители.
Значительное внимание уделено личности Игоря Рослякова, состоявшегося спортсмена, интеллектуала, выпускника факультета журналистики МГУ, впоследствии иеромонаха Василия. Однако образы инока Ферапонта, хозяйственника, землепашца и безотказного помощника одиноких старух по всей округе, и инока Трофима, молчальника и молитвенника, о которых сказано немного, но емко, запоминаются самой своей сутью.
Автор фильма также не стал избегать «неудобных» вопросов, связанных с расследованием убийства монахов по окончании пасхального богослужения, носившего явно ритуальный сатанинский характер. По прошествии почти тридцати лет подобными вопросами задаются многие, для кого имена отца Василия и иноков Ферапонта и Трофима звучат не только, как имена пока еще непрославленных святых, но и близких людей.
Олег Угрюмцев, прибывший к завершению кинопросмотра, был встречен аплодисментами.
Заметив, что некоторые зрители прослезились, Олег Григорьевич поделился, что подобное происходило с ним и всей творческой группой во время монтажа фильма: «Ведь речь идет о необычных событиях высокого духовного уровня, а, как известно, в жизни ничего не бывает просто так, — продолжил он далее, рассказывая историю создания кинокартины.— В девяностые годы подворье Оптиной пустыни по благословению Патриарха Алексия располагалось в храме Святой Живоначальной Троицы в Останкине, и возглавлял его в то время игумен Феофилакт (Безукладников).
Мы с ним подружились, а монахи оптинские приезжали в храм исповедовать и служить, сменяя друг друга, как караульные. В то время и они, и мы, прихожане, были молодыми, горячими, тридцатилетними, получившими высшее образование, и на этой почве — интеллектуальной, духовной — мы сошлись, были друг другу интересны.
Честно говоря, как только я узнал об страшном событии — ритуальном убийстве монахов, и среди них отца Василия, с которым мы общались, которого я наблюдал в храме, то по горячности сразу взялся за работу над фильмом. Как вы видели, в картину вошли съемки двадцатилетней давности. Но потом я понял, что это тяжело… И только через тридцать лет всё сложилось воедино. Господь все устраивает по Своему разумению, ибо Он Сам благ, и мы растворены в Его энергии, Он Сам и есть эта энергия.
Сегодня я понимаю, что 30 лет назад я не был настолько зрелым, чтобы завершить фильм так, как завершил его в 63 года. Для того, чтобы сколько-нибудь возрастать духовно, приближаться к Господу, по образу и подобию Которого каждый из нас сотворен, необходим опыт не только теоретический — чтение духовной литературы, знакомство с опытом старцев — но и личный практический опыт.
Как я понимаю, убийство в пасхальную ночь трех монахов — это избрание Господом молитвенников за Россию, потому что в той же Оптиной пустыни в советское время находились коровники, более того — скотобойни. Нужно было пролить очистительную кровь, как это сделал Господь наш Иисус Христос. В финале фильма — кадры съемки Оптиной пустыни из космоса, и она сияет, светится энергией общей молитвы, над ней парит Ангел».
Дальнейшее общение гостя со зрителями больше походило на дружескую беседу, затрагивающую различные темы.
По завершении встречи иерей Алексий Иванов, клирик храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского, еще раз от лица присутствующих поблагодарил Олега Урюмцева и вручил ему на память о встрече книжные подарки: «Фильм посвящен духовным воинам, вооруженным только четками, облачением, скуфьей, но, прежде всего, молитвой, — сказал отец Алексий. — Символично, что Олег Григорьевич является президентом фестиваля военного кино, ставящего своей целью патриотическое воспитание подрастающего поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной войне и ее воинах. Ведь, как мы видим сегодня, когда стирается память о прежних войнах, начинаются войны новые.
Фильм «Ангел над Оптиной» только подтверждает, что духовная брань против последователей Христа продолжается и не заканчивается. И в этом контексте становится очевидно, что развязанная в наши дни мировая брань против России заключается прежде всего в духовном уничтожении нашей страны, ее народа. И мы все должны быть готовы к тому, чтобы противостоять этой брани.
Говоря же о самом фильме, хочется вспомнить слова Тертуллиана: «Какой дух, такие и формы». Если дух добрый, а мы видели, как отреагировали на фильм и взрослые, и молодежь, то и формы заложены просветительские, поучительные и нравственные, в отличие от того духа злобы и ненависти, который двигал убийцей-сатанистом монахов-подвижников. И нам важно сегодня сохранить именно дух добра, любви, молитвы и единства, чтобы не допустить собственное уничтожение — ни духовное, ни физическое».
Прихожанка храма Мария Касаткина также поделилась впечатлениями от фильма: «Мне было интересно увидеть эту картину, потому что в свое время на меня произвела впечатление книга Нины Павловой «Пасха Красная». Более того, как могла, я знакомила с этой повестью других. Так, я узнала, что в одной знакомой мне семье сын задумался о монашестве, но родные противились его выбору, и я им подарила эту книгу. Мне хотелось, чтобы родители поняли, в чем же заключается призвание монаха, чтобы они не препятствовали своему сыну, а восприняли его решение, как Божий промысл, как благословение Господнее, и поняли, какая это честь — иметь в семье молитвенника. И я рада, чтобы появился фильм об Оптинских новомучениках, не об этих псевдозвёздах, которых и рад бы не видеть и не знать, но они всюду, а о настоящих людях, подвижниках, которые сейчас спасают нас своими молитвами и сияют, как звезды, на Небесах над Оптиной пустынью.
Конечно, у кино свои законы и нет возможности подробно рассказать о каждом из монахов, как в книге, но все же огромная благодарность Олегу Григорьевичу за его труд, за то, что взялся за эту тему. Понимаешь, что он искренне болеет о том, что произошло в Оптиной пустыни, и призывает всех нас хранить молитвенную память о мученическом подвиге воинов Христовых».
Марина Полянская, фото Александра Морозова