Настоятель Свято-Знаменского храма села Волово иерей Владимир Федак провел занятие с учащимися 4 А класса Воловской СОШ №1 в рамках предмета Основы православной культуры.
Темой для урока стала «Русская икона».
Батюшка рассказал ребятам о зарождении на Руси традиций иконописи. Тогда, после принятия христианства от Византии, на Русской земле стали образовываться первые иконописные школы. Сначала при монастырях – Антониевом, Юрьевецком и других, а также в крупных городах – Киеве, Новгороде, Суздале, Владимире. Русское иконописное искусство было сильно подвержено влиянию греко-византийского стиля. Но в конце 14 века, во времена великих русских святых – Сергия Радонежского, Стефана Пермского – происходит перелом, когда русская икона начинает находить свое ни с чем не сравнимое самовыражение.
Многие историки увязывают этот перелом с победой на Куликовом поле и концом татаро-монгольского ига.
В это время на нашей земле жили такие мастера-иконописцы как Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, и к 16 веку русская традиция написания икон достигла своего наивысшего расцвета.
Учащийся Дятлов Егор спросил: «Существуют ли определенные правила при написании иконы»?
«Иконопись, – ответил отец Владимир, – это сложнейшее искусство, которое подчинено строжайшим правилам и канонам, чтобы передать духовный смысл иконы. Здесь все имеет глубочайший смысл – цвет красок, орнамент, символы, жесты святых и их положение на иконе».
К сожалению, во время реформ Петра Великого, иконопись, являвшаяся одной из основ древнерусской культуры, была потеснена светскими видами изобразительного искусства. Это накладывает негативный отпечаток и в настоящее время.
Даст Бог, что те попытки возвращения к традиционному русскому стилю написания иконы, которые сейчас предпринимаются, получат дальнейшее развитие и найдут отклик в сердцах православных христиан.
Светлана Федак.