Лекция «Богословское обоснование почитания Креста Господня», подготовленная для приходов Западного благочиния г. Тулы, состоялась в храме Александра Невского.

Продолжая цикл просветительских встреч, организуемые профильными отделами Западного благочиния, новая лекция предварила Крестопоклонную неделю Великого Поста.

Предложение помощника благочинного по миссионерской работе иерея Константина Ситникова и выбранная им актуальная тема вызвала интерес многих прихожан и клириков Западного благочиния.

Ведь глубокий мироспасительный смысл Креста Господня, богословское и иконографическое понимание этого сокровенного утверждения нашей веры крайне важно для нас, как свидетельство о Христе в окружающем мире.

После общей молитвы в актовом зале храма святого Александра Невского, отец Константин пояснил важность выбранной темы. Он заключается не в одном лишь соответствии, что ныне нам предстоит войти в течение Крестопоклонной недели.

Проповедь о Христе Распятом, почитание Креста Господня, пронизывающее христианство со времени апостольских посланий является часто преткновением для многих новоначальных или отстраненно изучающих православное христианство. Также многие, именуемые себя христианами, например протестанты, не принимают спасительного почитания Креста Господня и изгоняют из своей жизни Распятие. Будь то крестное знамение, нательный крест или крест на аналое в храме.

Все эти вопросы и попытался рассмотреть в своей лекции отец Константин. Первая часть его выступления была основана на святоотеческом наследии, богато оформленная изречениями апостолов, святых ранней Церкви.

Также лекция сопровождалась подборкой фотоматериалов. Кадры с археологическими находками, рисунки в катакомбах первых христиан и изобразительное искусство первых столетий Церкви наглядно отражают неподдельное почитание Креста Господня.

Вторая часть лекции была посвящена пояснениям о возникновении крестного знамения и нательных крестиков, как отличительного символа христианина.

Как рассказал отец Константин, издревле была два способа ношения нательного креста. «Скрыто, под одеждой носили кресты простые верующие. Они были небольшого размера. Поверх одежды кресты большего размера носили священники, епископы и, иногда, князья, как видимый знак несения и особого послушания и особой власти».

По завершении лекции, докладчика поблагодарил благочинный протоиерей Игорь Корейша: «Благодарю Вас за подготовленный доклад, за серьезность подхода к этому вопросу. Материал был подобран очень серьезный, насыщенный. Может быть, кому-то он покажется несколько сложным, но все равно, каждый в меру своего восприятия сможет что-то для себя почерпнуть.

Раз мы затронули тему креста, то мы должны уметь определить является ли какая-то ситуация нашим крестом или же это некое своеволие. Есть 4  момента для этого. Первое, если мы будем стараться видеть благую волю и слушать ее, то, как бы мы ни старались уклониться вправо или влево, то все равно Господь приведет туда, куда Ему угодно. Второй момент – участие в таинствах церковных. Именно участие в таинствах не дает нам выпасть за границы Церкви во внешний мир. Третий момент, это, несомненно, знание нашей веры, которое дает нам правильное представление о Боге. И четвертый момент – это совет опытных в духовной жизни людей, который должен совпадать со святоотеческим учением и не вступать с ним в противоречие».

Кроме прихожан храма Александра Невского, лекцию посетили и прихожане других приходов нашего благочиния.

Клирик Свято-Ильинского храма иерей Олег Леонов отметил: Для восприятия местами тяжеловато, но то, что лекция полезная – безусловно. Тем более своевременно. Необходимо пояснять как можно больше, что происходит Великим Постом, потому что очень много мы не знаем. Например, я тоже узнал для себя новые факты происхождения крестного знамения.

Настоятель прихода Державной иконы Пресвятой Богородицы протоиерей Ярослав Кривич добавил: Постом мы можем узнать о Кресте Господнем больше. И Пассии и Крестопоклонная неделя способствуют этому. И такая лекция как нельзя лучше дополняет. На проповеди мы что-то упускаем, ограничены временем. А здесь, отец Константин потрудился, собрал много материала. Было интересно.

После лекции ее автор отец Константин поделился своими впечатлениями: «Идея подобной лекции у меня возникла еще год назад. Лекция об иконографии Распятия, услышанная мною в храме Святителя Николая на Ржавце, произвела на меня большое впечатление, и захотелось дополнить ее богословским  и святоотеческим обоснованием. К сожалению, архитектор Татьяна Михайловна Халтурина, сегодня не смогла выступить, но подготовленный мною материал прозвучал.

В моей жизни Крест Христов занимает особое значение. Я был рукоположен в праздник Воздвижения Креста Господня, и для меня его почитание особенно важно.

Я постарался переработать материал, найденный мною, материала много. В основном лекция составлена из четырех различных источников. Наверное, действительно, для восприятия богословского обоснования, когда я обращался к цитатам святых отцов, было тяжеловато. Но, без этого не обойтись, так как я хотел передать всю глубину и красоту святоотеческого учения.

Для сектантов, протестантов все просто: «Крест – это орудие казни. Зачем его почитать?». Для нас же Крест – это орудие спасения. И он для нас неразрывно связан с Воскресением Христовым. Недаром в песнопении мы поем: «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Поэтому пояснить наше понимание, на мой взгляд, было очень важно».

Корнаухова Татьяна.

Фото – автора.