Закончился еще один учебный год в воскресной школе тульского храма святого Александра Невского.
Год, наполненный интересными событиями, встречами, открытиями. Но и летом воспитанникам школы предстоит немало интересного. Об итогах прошедшего учебного года и планах на лето мы беседуем с завучем воскресной школы Дмитрием Сергеевичем Болдиным.
– Дмитрий Сергеевич, самое время подвести некоторые итоги. Воскресная школа при храме святого Александра Невского в Туле существует уже более десяти лет. Последние пять лет Вы руководите учебным процессом в качестве завуча. Прежде всего, давайте напомним: что такое воскресная школа храма святого Александра Невского сегодня?
– Нашей первостепенной задачей является оказание помощи детям и юношеству в их воцерковлении. Мы стараемся помочь нашим воспитанникам обрести православную веру, любовь к Богу и обрести себя в православии, увидеть свой путь и идти этим путем.
Не менее важная задача – помочь детям сформировать для себя правильную шкалу морально-нравственных ценностей, опираясь на которые, сам ребенок в любой жизненной ситуации сможет сказать: это полезно для меня, для моей души, а это, напротив, вредно, это может мою душу погубить. Другими словами, чтобы ребенок сам мог ответить на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?», применительно к той ситуации, в которой он окажется…
Школа достаточно большая и по числу воспитанников, и по составу преподавателей. Так, в прошедшем году по прошениям на обучение в школе было принято 130 человек; у нас более 20 педагогов и их помощников. Широк и спектр преподаваемых предметов. Прежде всего, это, конечно, предметы, направленные на духовное становление и развитие учеников: в младшей группе это изучение Ветхого и Нового Завета, жития святых и православные праздники; в группах для более старшего возраста – Закон Божий; программа для старших кадетов включает в себя Историю Церкви. Есть еще предмет краеведение, на котором ребята изучают наши тульские достопримечательности, события и жизнь людей, которые вписали свои имена в славную историю родного края, а также жизнеописания воинов, святых подвижников, просиявших в Русской земле. Все это наши корни, наша история, неотъемлемый элемент духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Поскольку храм наш воинский, посвящен святому князю и выдающемуся полководцу Александру Невскому, и с самого начала образования воскресной школы здесь большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию подростков, у нас созданы кадетские классы, в которых ребятам преподаются азы начальной военной и строевой подготовки, отрабатываются физические упражнения. Есть предмет школа выживания, основой которого является туристическая подготовка. Ребята изучают карты, учатся ходить по азимуту, овладевают навыками, которые необходимы туристам…
У девочек в группе сестер милосердия – уроки, на которых они в теории и на практике учатся оказывать доврачебную медицинскую помощь. В истекшем году мы попробовали ввести у девочек уроки домоводства.
– В каждый большой православный праздник – на Рождество, на Пасху – воспитанники воскресной школы демонстрируют свое театральное искусство, радуя зрителей интересными постановками…
– Огромная благодарность профессиональному педагогу театрального мастерства Нине Алексеевне Поляковой, которая готовит эти постановки, причем старается, чтобы они несли в себе воспитательную, высокоморальную идею. И дети, принимая участие в таком представлении, погружаясь в его атмосферу, наиболее полно эту идею чувствуют и воспринимают. Такие постановки оказывают большое воспитательное воздействие и на самих самодеятельных артистов, и на зрителей…
– То есть ваша школа – разноплановая: здесь и духовное развитие, и физическое, и эстетическое, и практическое…
– Да, ведь и сам человек – разноплановый. Главное в нем, конечно,- его духовный стержень, духовная красота, но при этом он должен быть и эстетически, и физически развит. Если мы будем нагружать детей только церковной тематикой, молитвами, церковными службами, дети, не имеющие еще глубокой веры, личного духовного опыта и не готовые воспринять в полном объеме эту сторону церковной жизни, могут попросту отойти от Церкви, так и не войдя в нее, и вернуть такого человека обратно бывает довольно трудно…
– Сколько лет может заниматься в воскресной школе ребенок, с какого и до какого возраста?
– С семи и до семнадцати лет, все десять лет, на протяжении которых он обучается в общеобразовательной школе.
– И у вас есть такие воспитанники, которые ходят в воскресную школу все десять лет?
– Да, и, даже закончив школу, они приходят к нам уже в качестве помощников, преподавателей. Таковы у нас сегодня – Светлана Федина и Анастасия Аганина, две наши воспитанницы, они весь год вели уроки пения в группе сестер милосердия, Нехорошев Андрей – уже два года преподает краеведение в старшей кадетской группе, Обухов Роман – заместитель и помощник командира кадетских классов.
В младшей группе занимаются дети с семи до девяти лет, девочки и мальчики, а дальше начинается раздельное обучение: девочки переходят в группу сестер милосердия, мальчики – в кадетские классы, которые разделены на младшие и старшие.
– Принес ли прошедший год что-то новое в учебную и воспитательную программу?
– Я уже сказал, что мы попробовали ввести для девочек уроки домоводства, с упором на рукоделие; факультатив по рукоделию, которым руководит прихожанка храма Ирина Алексеевна Вишневская, существовал и раньше, но занятия в нем по желанию, а уроки домоводства – обязательные. Еще мы стараемся привлечь родителей, отцов, к урокам пения. Кто был на пасхальном концерте, мог видеть и слышать наш сводный хор, в котором поют и кадеты, и взрослые, папы; им, кстати, это начинание очень нравится, а мы рассматриваем его как дополнительный воспитательный момент. Ведь не так часто, к сожалению, отцы занимаются сегодня чем-то со своими детьми, и вот здесь им предоставлена такая возможность…
И что еще очень хотелось бы отметить: в этом году воскресная школа вместе с родителями, вместе с прихожанами храма приняла участие в шествии колоны «Бессмертного полка» в День Победы 9 мая. Кадеты несли знамя памяти – «Солдатский платок» с фамилиями наших героев; несли фотографии уже ушедших от нас, к сожалению, кавалеров ордена Александра Невского, составив «Кавалерскую роту». Это тоже один из основополагающих принципов нашей школы: воспитывать у подрастающего поколения гордость подвигом наших отцов и дедов, память и любовь к Родине, которую они так же, как старшее поколение, всегда будут готовы защитить…
– Наверное, далеко не каждая воскресная школа может похвастать проведением такой военно-спортивной игры «Славься, Отечество!», которую вы провели в конце мая…
– Подготовка к игре началась за несколько месяцев до ее проведения. Была выбрана местность – в поселке Архангельском, разработан сценарий. Спасибо нашим добровольным помощникам из взрослых, и, прежде всего, хочу назвать Дмитрия Владимировича Федина, безотказного нашего помощника во всех важных делах. Это и наши преподаватели Галина Алексеевна Тенцер, Галина Васильевна Понкратова, шеф-командир Тихон Михайлович Хасанов, наш атаман Роман Сергеевич Болдин, казаки и папы наших воспитанников. А также вчерашние наши кадеты, а сегодня уже помощники, преподаватели – Роман Обухов, Андрей Нехорошев. Без их помощи такая многоплановая, увлекательная и полезная для ребят игра не состоялась бы…
– В основе игры положен принцип «Зарницы», когда ребята бегают, стреляют, соревнуются, но я не заметила, чтобы присутствовал дух соперничества. Скорее, царила атмосфера взаимовыручки, когда младшие члены команды огорчались, что подведут старших, а те, в свою очередь, старались взять на себя побольше трудностей, но в целом игра проходила весело, азартно, и казалось, что ребята получают удовольствие от участия в ней…
– Отличие нашей игры от «Зарницы» в том, что дети соревновались не друг с другом, а с самими собой! Со своей ленью, со своим нежеланием утрудить свое тело, напрячь его физическими упражнениями. Да, многое из того, что нужно было делать – бегать, прыгать, метко целиться, отжиматься, да еще по жаре, в течение нескольких часов – тяжеловато и не всегда приятно, но это необходимо для их физического развития. Ведь наши дети сегодня так много времени проводят, сидя на уроках за партами, да и дома перед телевизором и компьютером… Игра была построена таким образом, когда команды вроде бы и между собой соревнуются, набирая баллы и очки в каждом виде, но при этом никто явного соперничества не ощущает. Просто команда на каждой игровой, учебной точке старается показать свой максимальный результат, каждый участник выкладывается в меру своих сил, а потом уже судьи подводят итоги и определяют победителей. А когда были подведены итоги и награждены те, кто показал лучшие результаты, в самом конце был проведен уже традиционный для нашей школы чин прощения. Когда все – и взрослые, и дети – испрашивают прощение друг у друга. Ведь все мы, чего греха таить, бываем отягчены и завистью, и раздражением, и обидой – и вот этот чин прощения помогает всем почувствовать себя не соперниками, а братьями и сестрами во Христе, и с умиротворенной душой, без обид, без огорчений, а с чувством радости за своих ближних, за их успехи и достижения, вернуться домой…
– Знаю, что одним из самых любимых и долгожданных моментов в жизни воскресной школы являются многодневные походы. Расскажите, какие походы ожидают воспитанников этим летом?
– В этом году мы – по многочисленным просьбам родителей! – впервые проводим двухдневный семейный поход, в котором примут участие и дети, и их родители, немало семей идет в полном составе: мама, папа, все дети; желающих очень много, уже записалось более сорока человек. Мы проводим этот поход по уже известному нам маршруту, по которому ходили в прошлом году: от села Аксиньино в Веневском районе до Щучьего городка, места, где до сих пор видны остатки древнего городища, а под обрывом сохранились остатки пещер, в которых, по преданию, подвизался православный инок. Это очень красивое, интересное, богатое историей место. В селе Аксиньино храм, купол которого венчает скульптура коленопреклоненного Ангела с крестом. Вот этим маршрутом мы и пройдем в этом году семейным походом в середине июня.
А в июлепредстоит уже более серьезный многодневный поход для наиболее подготовленных воспитанников из числа кадетов и сестер милосердия, сплав на катамаранах по реке Пра. Правда, маршрут этот тоже вполне изучен, он был пройден в прошлом году многодетной семьей Фединых, так что мы знаем, что он вполне безопасный. Но мы внесем в него краеведческие компоненты, добавим спортивные мероприятия.
В таких походах дети учатся сами себя обслуживать: приготовить пищу на костре, поставить палатку, соблюсти необходимые меры гигиены. Учатся переносить и некоторые трудности: спать на трапиках, а не на мягкой постели, нести рюкзак, уметь терпеть жажду и усталость. Большинство рафинированных горожан понятия не имеют о возможностях своего тела и духа. А вот такие походы подводят ребят к пониманию того, что и дух, и тело их могут гораздо больше. И, несмотря на то что поход длится всего 7-10 дней, ребята возвращаются сильно изменившимися, возмужавшими. Они становятся более серьезными и самостоятельными, и нужно видеть удивленные лица родителей, встречающих своих чад…
– Но ваши походы, как я слышала, содержат в себе и элементы паломничества – вы посещаете храмы и монастыри, которые находятся в той местности, по которой пролегает ваш путь, участвуете в богослужении.
– Непременно! День начинается и заканчивается совместной молитвой, причем все поочереди читают молитвы из молитвенного правила по молитвослову; обязателен в наших походах и ежедневный чин прощения. Галина Алексеевна Тенцер, составляя маршруты походов, всегда строит их таким образом, чтобы охватить максимальное количество духовных и краеведческих объектов. К примеру, прошлый поход мы начали в поселке Крапивна с крапивенского храма. По окончании богослужения настоятель –отец Владимир- показал нам храм, иконы, напоил ребят чаем. Затем мы посетили храм в селе Павловское, Анастасов монастырь, монастырь в селе Доброе, который сейчас восстанавливается. И закончили свой поход в Гремячем монастыре в Калужской епархии. Еще одно интереснейшее впечатление: рядом с Одоевом находится бывшая усадьба генерала Меркович, участника войны 1812 года; его потомок, женщина, живущая в Москве, создает в этой усадьбе музей. Очень интересно было ребятам познакомиться с экспонатами этого музея, предметами, большинство из которых современным детям просто неизвестны…
– Дмитрий Сергеевич, а как Вы оказались в воскресной школе? Вы с таким энтузиазмом и интересом обо всем рассказываете, создается впечатление, что у Вас огромный педагогический опыт…
– Да нет, педагогического опыта никакого у меня не было, правда, многому научила жизнь в армейской среде – я закончил Калининское Суворовское училище, обучался в Тульском артиллерийском училище. Именно армейский коллектив учит таким понятиям, как «мы» и «наше». Знаете, недавно я увидел фотографию российского солдата и подпись к ней: в русском языке нет слова «я победю», только – «мы победим». И это очень правильно…
Как я попал в воскресную школу? Сначала меня попросили помочь, принять участие в одном из первых походов. В таких походах обязательно участие взрослого мужчины. Мне очень понравился и поход, и дети, так я узнал о существовании этой воскресной школы. Позже настоятель храма директор воскресной школы отец Виктор благословил меня в ней трудиться, и вот уже пятый год я несу послушание завуча.
Надо сказать, что раньше профессионально туризмом я не занимался, но бередило желание… просто идти с рюкзаком по родной земле… И я свое желание воплотил в жизнь, и сегодня с улыбкой говорю ребятам, что «побывал на Марсе». Да, есть на границе Тульской и Рязанской областей деревня Марс, вот с нее и начался мой давнишний одиночный поход. Стал я лагерем в той деревне, потом пошел вдоль реки Зуши… Именно здесь пришло ко мне понимание красоты Божьего мира и чувство Божьего присутствия. Когда вот так идешь, не обремененный суетными заботами, ты видишь, слышишь и чувствуешь гораздо больше. Видишь неописуемую красоту нашей природы – ее полей, перелесков, рек. Видишь, насколько прекрасна наша земля, насколько велик этот Божий дар нам, людям. Именно тогда и пришло ощущение Божьего присутствия. Ты идешь по родной земле, ты свободен, и такая радость в душе поселяется, непередаваемая! С той поры и началось мое серьезное увлечение походами.
Не принципиально: пошел ли ты в горы или поехал на Дальний Восток, или на Север – Господь везде! Он присутствует в каждом миге, каждом уголочке; не обязательно ехать за тысячи километров, чтобы почувствовать Бога, Его присутствие. Главное: остановиться; остановить свои мысли. Постараться оставить эти пустые хлопоты, суетные попечения и тихо, внимательно послушать…
Свою роль сегодня я вижу так: все наши достижения – это то, что дает нам Господь. Без веры, без Бога, без Божьего промышления все это было бы невозможно. Человек ничего не может сделать без Бога, сам от себя. Господь дает и силы, и возможности, и людей.
Это, кстати, очень видно в походах – Божие о нас попечение, вмешательство промысла Божьего в нашу жизнь. В своей повседневной рутинной жизни мы часто этого не замечаем, хотя, как верующие люди, знаем, что Господь о каждом из нас печется и дает именно то, что нам полезно.
В походе с нами постоянно происходят – неверующий сказал бы удивительные случайности, а мы говорим – чудеса, когда Господь явно показывает Свою милость. Ну, например, в прошлогоднем походе, нужно нам было пройти через лес. На карте просека обозначена, но из-за того, что села оскудели коренными жителями, в основном дачники, приезжающие на лето, позарастали эти стежки-дорожки, которыми раньше местные жители ходили, и поди отыщи эту просеку… Ну, ладно, положились на милость Божию. Заходим в деревню – и первый же человек, который нам встречается, оказывается одним из немногих коренных жителей- Василий Васильевич! Он и водой нас «самой вкусной в деревне» напоил, и к просеке вывел! Случайность? Но таких «случайностей» почему-то уж очень много…
Вот это и укрепляет в вере, и рождает доверие и любовь к Богу. А какая красота природы – невозможно же человеку такую красоту создать! Именно здесь начинаешь наиболее тонко чувствовать: вот Он, Бог, Он везде, Он рядом! И самое главное – Он нас любит, Он о нас заботится! И дети это тоже понимают, чувствуют…
– Так что ваши походы – это еще и шествие к более глубокой вере…Слава Богу! И последний вопрос: что Вам все-таки хотелось бы изменить, может быть, добавить в работе воскресной школы?
– Уже не первый год у нас огромное желание, чтобы заработала не в качестве урока в расписании, а как отдельное самостоятельное направление театральная студия, в которой могли бы участвовать и дети, и взрослые. Я смотрю на тех ребят, которые посещают театральные уроки и которые не посещают – как отличаются они друг от друга! Какую огромную пользу приносят детям эти уроки! Они воспитывают в них художественный вкус, умение правильно и красиво выражать свои мысли, учат уважительному, не пошлому отношению девушек и юношей. Но, к сожалению, преподаватель этих уроков, Нина Алексеевна Полякова загружена своей основной работой в общеобразовательной школе, и главным препятствием для воплощения моей мечты остается кадровый вопрос…
И еще: хотелось бы, чтобы родители были в большей степени нашими единомышленниками, чтобы они принимали более активное участие в жизни воскресной школы, ее мероприятиях. Наиболее эффективны в воспитательном плане те из них, в которых принимают участие родители с детьми, а в нашей воскресной школе таких мероприятий, помимо учебных занятий, много, и обидно бывает, когда проходят они не при большом стечении участников.
Педагогику можно сравнить с садоводством: сад насадил, а плоды будут не скоро еще, но все равно возделывать сад нужно постоянно, удобрять, бороться с вредителями… Так и педагогике: воспитание – не разовая акция, а постоянный непрерывный процесс. И он будет плодотворным, то есть принесет добрые плоды, только при постоянных усилиях всех сторон – и школы, и родителей…
Беседовала Татьяна ОГНЕВА.