Воспитанники воскресной школы тульского храма святого Александра Невского совершили многодневный поход по рязанской земле. Своими впечатлениями поделилась с нами участница похода Светлана Федина.

Это была лучшая неделя в моей жизни: поход с друзьями из Воскресной школы по рязанской речке Пра. Мы ждали этого события с огромным нетерпением и вот, наконец, долгожданный день наступил! 6 июля в 8.00 мы собрались возле храма с рюкзаками и катамаранами. Отец Виктор отслужил молебен о путешествующих и благословил нас в дорогу. Мы погрузились в автобус и тронулись в путь. Ехали весело, разговаривали и пели песни, поэтому долгий путь из Тулы в Рязань пролетел незаметно. В Рязани мы сразу же отправились на экскурсию в кремль. Так удивительно получилось, что именно в этот день в кремле проходил большой праздник, и вход во все музеи и на все выставки был совершенно бесплатный. Несколько часов мы гуляли по кремлю. Посмотрели княжеский дворец, гостиницу знати, видели выставку удивительной гжельской росписи; большое впечатление на ребят произвел оригинальный посох инока Пересвета, с которым он вышел на битву с Челубеем, а так же настоящий бивень мамонта, который мы обнаружили в одном из залов дворца. Вообще рязанский кремль нам всем очень понравился, приятно и познавательно погрузиться на некоторое время в глубокое прошлое нашей страны. На выходе из кремля каждый купил себе сувениры на память.

Далее наш путь лежал в небольшой городок Спас-Клепики. По прибытии туда мы отправились в музей –  школу, в которой учился замечательный русский поэт Сергей Есенин. В музее нас встретили очень радушно и провели удивительно интересную и увлекательную экскурсию. Мы сидели за партами, представляющими точные копии парт, за которыми сидели ученики этой школы, читали сочинения одноклассников Есенина, знакомились с богатой  историей Спас-Клепиков. Большим открытием для ребят была выставка домашней утвари того времени. Оказывается, даже названия многих предметов мы не знаем. Сфотографировавшись рядом с памятником поэту, мы сели в автобус и через пару минут прибыли на место стапеля (так называют место сборки плавательных средств). И тут началось самое интересное: мы стали собирать катамараны. В этом деле все активно принимали участие.

И вот, наконец, все готово. Мы грузим вещи и усаживаемся сами. Перед  отправлением наших руководителей – Дмитрия Сергеевича Болдина и Дмитрия Владимировича Федина ждал небольшой сюрприз: мы вручили им белые капитанские фуражки, чтобы наших капитанов было видно издалека. А команда девочек вообще оделась в морскую форму: тельняшки и морские фуражки. Ребята были очень удивлены.

По команде Дмитрия Сергеевича катамараны спущены на воду, и наше долгожданное плавание началось!!! Первые несколько минут мы приноравливались к веслам и учились правильно грести. Наша флотилия состояла из трех катамаранов: на первом плыли девочки под руководством Дмитрия Владимировича, на втором – ребята во главе с Максимом Шваревым, и на третьем – тоже ребята под командованием Дмитрия Сергеевича. За катамаран девочек привязали лодку с вещами и продуктами.

Мы неторопливо движемся по течению, нас окружают живописные высокие берега, сосновые леса, песчаные  пляжи. В этот день мы проплыли совсем немного. Остановились на ночлег в красивом месте между двух холмов недалеко от поселка Ершовские Выселки. Приготовили вкусный ужин. Так как день был очень яркий и насыщенный, около костра сидели недолго, помолились и легли спать.

Следующий день 7 июля начался в 8.00 (для дежурных в 7.30). Мы все прекрасно выспались. Дежурные приготовили вкусный завтрак. Мы собрали лагерь, погрузились и тронулись в путь. Часа через два достигли моста в деревне Борисово. Пройти под мостом невозможно, поэтому пришлось выйти на берег, выгрузить вещи и перенести их и катамараны на другую сторону моста. После  чего купаемся. С громкими криками забегаем в воду и брызгаемся. Снова тронулись в путь, но проплыли недолго, так как пришло время обеда. Встали в сосновой рощице недалеко от деревни, пришвартовали катамараны, сошли на берег и пообедали.

Проплыли деревню Подгорье. По пути встречаем туристов на лодках и байдарках, здороваемся и желаем счастливого пути. Катамаран девочек ушел далеко вперед. Ребята начали нас догонять. Мы, естественно, приналегли на весла. Но они все-таки нас догнали. Мы стали играть в пиратов и придумывать разные пиратские «кричалки». К вечеру приплыли к живописному берегу. Причалили. Поставили палатки. Здесь очень красиво. Напротив нашего берега небольшой остров посреди реки, мы стоим на поляне в сосновом лесу. Купаемся, отдыхаем. После ужина и вечерней молитвы взрослые уходят спать, а мы долго-долго сидим у костра. Расходимся по палаткам уже когда начинает светать. И то не по своей воле, а потому, что вышел Дмитрий Сергеевич и отправил нас спать.

8 июля после завтрака снова поплыли вперед. На завтрак была уха из рыбы, которую поймал  Дмитрий Сергеевич. Погода отличная, солнце печет во всю, вода теплая. Доплыли до деревни Гришино, причалили у моста, сходили в магазин в деревне, посмотрели место, на котором раньше стоял храм во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, впоследствии сгоревший во время грозы. Прошли под мостом, очень боялись зацепить и порвать катамараны, но миновали его благополучно. Прошли еще несколько опасных мест: оплывали торчащие из воды коряги. Понемногу начали уставать. Нашли хорошее маленькое местечко и устроились  на ночлег. После ужина было свободное время, каждый делал что хотел. Потом помолились перед сном, по традиции совершили чин прощения. И еще долго-долго сидели у костра, общались и смотрели на огонь. Так здорово! Именно в такие минуты чувствуешь особое единение с друзьями-туристами.

9 июля. Дневка! Ходили в радиальный поход на озеро Шуя тропой Паустовского. Озеро оказалось довольно большим и красивым. Оно окружено стеной густого леса. По дороге наткнулись на заросли черничника!!! Столько радости! Долго сидели и ели вкуснющую ягоду  прямо с куста. Все испачкались черничным соком. Вернулись в лагерь и после обеда занимались туристической подготовкой с Дмитрием Сергеевичем: учились определять расстояние по картам, пользоваться компасом и курвиметром. Снова сидели у костра. Богдан и Илья сочинили про девочек короткие, но очень интересные стишки. Нам было очень приятно. Так здорово наблюдать, как на реку опускается туман… Появились комары.

10 июля. Удивительно быстро собрались и поплыли. Мы с девчонками сочиняем короткие стишки ребятам в ответ. Очень смешно получается!!! Проплыли недолго: небо резко почернело, поднялся ветер и началась гроза. Мы быстро причалили к берегу, накрыли вещи, натянули тент и спрятались под ним. Резко стало холодно. Но мы не унывали и запели старые русские песни. И так дружно у нас это получилось, что дождь, наверное, испугался и быстро закончился. Мы продолжили путь. Однако долго плыть нам не удалось: в небе снова загремело. Мы причалили и решили остаться на ночлег. Разгрузили вещи и поставили палатки. Полил дождь. Мы поужинали. У костра прочитали ребятам свои стишки. День сегодня был очень яркий и интересный. Мы устали, но настроение у нас отличное.

11 июля. Встали рано. Доплыли до завала. Разгрузили катамараны и обнесли его. Утомительное мероприятие. Потом снова загрузились и тронулись в путь. Далее маршрут был сложным: сильно мешали коряги и мели посреди реки. Не раз нам приходилось по колено в воде вести суда, чтобы не сесть на мель. Дошли до моста, который ведет в Ольгино. Мост оказался сильно разрушен половодьем. Дмитрий Сергеевич, Дмитрий Владимирович и Макс поплыли на пустом катамаране под мост и вытянули оттуда длиннющее и тяжеленное бревно, тем самым открыв проход всем судам. Спасибо Максиму: это он веревкой зацепил бревно и  тянул его, взрослые гребли. Мы благополучно прошли под мостом. На обед встали на уютной светлой полянке. Погода снова хорошая: ярко светит солнце. Сошли на берег и посмотрели местное деревянное зодчество: фигуры, вырезанные из дерева туристами. Прошли достаточно много, но почти не устали. Встали в красивом месте в сосновом лесу. Сидели у костра. Завтра дневка.

12 июля. Сегодня у нас дневка в этом замечательном месте. В первой половине дня у нас было свободное время и некоторые отлично выспались. Вечером у нас была туристическая игра: мы разводили на время костры, бегали вдоль натянутых веревок с карабинами (“перестяжка”) , сбивали бутылку «легостью» (мешочек с песком, привязанный к веревке, используется для причаливания судов). Устроили забег варанов (на четвереньках по песку). По результатам всех конкурсов победила команда “Титаник”!!! Потом было посвящение в водные туристы: мы проплывали под катамараном, затем Дмитрий Сергеевич одевал нам на шею маленький якорь, а Дмитрий Владимирович шлепал нас веслом пониже спины. Ну, а потом было веселое купание с визгом, криками и брызгами!

13 июля. Последний день путешествия, и все мы немного загрустили. Встали очень рано. Позавтракали и, быстро собравшись, тронулись в путь. Плыли быстро и прошли довольно много. Чтобы помочь девочкам, на наш катамаран пересадили Андрея Аганина. Благодаря ему мы плыли гораздо быстрее. Доплыли до последнего обноса и благополучно перенесли вещи и катамараны. Через некоторое время впереди показался поселок Лесохим. Там нас встретил волонтер, мы сдали ему мешки с мусором и получили взамен грамоты и значки “Чистая Пра”. Из Лесохима быстро добрались до Деулино- это конечный пункт нашего маршрута. Разобрали катамараны и погрузили вещи в ожидающий нас автобус. Потом последний раз искупались в Пре. Сели в автобус и поехали домой. Стало как-то грустно. Мы так сдружились за этот поход, столько всего пережили вместе, и теперь совсем не хотелось расставаться. Однако, несмотря на грусть, в душе осталось такое светлое и радостное впечатление! Мы столько увидели, здорово отдохнули. И пусть скоро мы разъедемся по домам, я думаю, мы надолго останемся хорошими друзьями, и с нетерпением будем ждать следующего похода. Отдельное спасибо хочется сказать нашим капитанам Дмитрию Сергеевичу и Дмитрию Владимировичу за то, что подарили нам такой замечательный поход, сделали его ярким и интересным. Спасибо им за  терпение и доброту. Закончить свой рассказ я бы хотела небольшим стихотворением, которое посвящаю всем своим друзьям туристам:

Друзья! В этот чудесный вечер

Хочу я всем вам пожелать,

Чтоб чаще были наши встречи,

Когда мы будем вспоминать

Закаты дивные и зори,

И искры яркие огней,

Когда мы шли, не зная горя,

В строю надежнейших друзей.

Мы вместе пели и смеялись,

Мы вместе грызли сухари

И по палаткам разбредались

Минут за сорок до зари.

Мы были вместе, мы дружили

И шли без устали вперед.

Мы просто безмятежно жили

И продолжали наш поход.

Друзья мои! В чудесный вечер

Хочу я всем нам пожелать:

Пусть чаще будут наши встречи,

О счастье чтоб не забывать!