На стенде с портретами кавалеров ордена Александра Невского во дворе тульского одноименного храма недавно появился еще один, 160-й по счету из известных сегодня общине храма тульских орденоносцев: портрет Николая Андреевича Максимова. В этом помогла его дочь Лариса Николаевна Максимова.
Теплым августовским вечером шла Лариса Николаевна по тульской улице и услышала колокольный звон. Пошла на этот звон и вскоре увидела великолепный храм. Как-то не случалось ей в последние годы бывать в здешних местах, запомнившихся прежним обитателем церковных стен – хлебозаводом. Изумившись открывшейся взору красоте, она зашла во двор, и невольно взгляд ее упал на стенд с портретами кавалеров ордена Александра Невского. Стала искать среди них своего отца, не нашла. И уже спустя несколько дней снова была в храме. Принесенные ею воспоминания, документы и фотографии и привели к тому, что на кавалерском стенде появилось новое имя с портретом орденоносца, а община получила бесценный материал в свой музейный уголок…
… Николай Андреевич Максимов родился в многодетной крестьянской семье в деревне Подоклинье Новгородской области 31 декабря 1920 года. После окончания семилетки и рабфака при Ленинградской лесотехнической академии в 1938 году поступил во 2-е Ленинградское Краснознаменное артиллерийское училище. По окончании его в 1940 году, двадцатилетним лейтенантом был направлен в 311-й Краснознаменный артиллерийский полк Белорусского военного округа на должность командира взвода. А через три месяца был назначен уже командиром батареи.
Война застала его в районе Белостока, недалеко от границ с Германией, куда он был направлен со своей батареей на оборудование летних лагерей. С первого до последнего дня войны Николай Максимов был в строю.
Вскоре молодого лейтенанта назначили начальником штаба разведывательного артиллерийского дивизиона 311 артиллерийского полка. В октябре, во время генерального наступления немцев на Москву, он второй раз попал в окружение – на полтора месяца. Из окружения вышел в районе деревни Маслово под Тулой, с обмороженными ногами. Здесь же в Туле в июне 1944 года он впервые встретился со своей будущей женой Ириной, с которой до этого знаком был заочно по переписке; потому и послевоенная его жизнь оказалась связана с нашим городом.
Все было в его фронтовой биографии: горечь потерь и радость побед, ранения и контузии, позже отозвавшиеся серьезным нездоровьем…
«Много военных дорог исколесил артиллерийский разведывательный дивизион майора Максимова. Задача состояла в том, чтобы как можно точнее засечь огневые средства и позиции противника. А это значило вызывать вражеский огонь на себя, жить в непрерывных артиллерийских дуэлях. Потом, в подходящий момент, на разведанные точки врага обрушивался огонь артбригады, душил их, и расчищался путь стрелкам. Дивизион разведчиков Николая Максимова делал на войне особое дело, и если другие прятались от артобстрела, то им он как раз и был нужен», – так писала в 1965 году милицейская газета «На страже» в заметке «Три года в дуэлях»; все газетные вырезки со статьями об отце бережно хранит его дочь.
Николай Андреевич Максимов – участник сражений на Орловско-Курской дуге, операции по освобождению Варшавы. После Курской битвы он – командир артдивизиона в 3-й ударной армии. В ее составе дивизион дошел до Берлина.
Разведывательно-артиллерийский дивизион майора Максимова в Берлине «работал» особенно напряженно. На его долю выпало уточнять расположение огневых точек врага. Пушки Максимова первыми открывали огонь, бросая вызов фашистам. Когда вражеские орудия начинали бить по позициям Максимова, разведчики делали свое главное дело: на карту наносились соответствующие знаки; потом карта передавалась командованию. Так день за днем разгадывалась огневая система противника. Именно за боевые действия при штурме Рейхстага Максимов был награжден орденом Александра Невского – как командир, проявивший воинскую доблесть и смекалку в особенно сложных условиях. В числе его боевых наград также орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, множество медалей.
«Ребята у нас были храбрые, – вспоминал Н.А. Максимов. – В Берлине, когда до Рейхстага оставались сотни шагов, и орудия выкатывали на прямую наводку, командующий корпусом генерал Переверткин попросил меня подыскать добровольцев для того, чтобы они водрузили красный стяг. Построил шеренгу бойцов, передал им просьбу генерала. Требовалось несколько добровольцев, но все артиллеристы сделали шаг вперед. Высокая честь выпала Лисименко, Минину и Загитову, они и пошли с флагом к Рейхстагу».
В пятом томе «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза» есть такие строки: «Бойцы группы старшие сержанты К.Г. Загитов, А.Ф. Лисименко и сержант М.П. Минин с красным флагом бросились наверх. Прокладывая себе путь гранатами и огнем из автоматов, они вырвались на крышу и здесь укрепили флаг».
После войны майор Максимов прослужил в Германии в должности командира дивизиона 136-й артиллерийской бригады до 1947 года. С 1 января 1947 года он уволился из рядов Советской Армии.
С 1948 года его жизнь была связана с Тулой, с подготовкой сотрудников органов внутренних дел. В должности подполковника милиции Николай Андреевич Максимов руководил милицейским учебным пунктом. За добросовестную службу в органах правопорядка он был награжден правительственными наградами и удостоен очередного звания – полковник милиции. «Бой продолжается – говорил он о своей работе на этом посту, – только теперь мы боремся за советского человека, за его образцовое поведение в нашем обществе».
Полученные ранения не прошли бесследно: многие годы Николая Андреевича мучили боли в обмороженных на войне ногах, впоследствии это привело к ампутации одной ноги. Последние годы жизни (Николай Андреевич умер в 2001 году) он тяжело болел. Но фронтовик, много раз видевший смерть в лицо, никогда не жаловался, не хныкал. «Папа был очень надежным человеком, настоящим мужчиной», – вспоминает его дочь Лариса Николаевна. Сын Николая Андреевича Геннадий Николаевич повторил судьбу отца, стал военным. Сегодня выросли уже внуки Николая Андреевича, подрастают правнуки, род Максимовых продолжается.
А в тульском храме святого благоверного великого князя Александра Невского теперь будет храниться память и о кавалере ордена Александра Невского Николае Андреевиче Максимове.
Информационный отдел храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского г. Тулы.