Блажен, кто воспитывает детей богоугодно (преподобный Ефрем Сирин).
Воскресные школа – это начальная ступень религиозного православного образования и воспитания, это место, где дети учатся делать первые шаги навстречу Богу, и на этом непростом пути для них очень важны настоящая поддержка, помощь и понимание взрослых. В этом убеждена преподаватель Воскресной школы при храме во имя Казанской иконы Божией Матери города Тулы, опытный педагог Светлана Семеновна Болоболкина.
Воскресная школа при Свято-Казанском храме была организована несколько лет назад, практически сразу, как только в многонаселенном поселке Мясново вновь появился Дом Божий. С каждым годом воспитанников здесь становится все больше. Хотя численный показатель для воскресной школы не является определяющим. Основная ее задача – воспитать в каждом приходящем сюда ребенке православный образ жизни, научить его жить, соблюдая Божии заповеди, научить его делать выбор, будь то слово, поступок или книга, и нести за него ответственность.
Как бы громко это не звучало, но от примера преподавателя воскресной школы, который вместе с родителями и священнослужителями ведет детей по пути любви к Господу, не просто зависит многое. Всей своей убежденностью веры, всеми своими поступками он должен стать преградой между естественным стремлением детской души к Богу и влиянием мира, живущим без Него.
Светлана Семеновна Болоболкина три года назад стала членом педагогического коллектива воскресной школы Свято-Казанского храма. Избрав в юности профессию учителя, она осталась преданной ей навсегда, ее педагогический стаж только в средней общеобразовательной школе №62 города Тулы составляет более сорока лет. За плечами Светланы Семеновны богатый опыт учителя начальных классов и географии, а также – завуча по воспитательной работе и директора школы.
Имея возможность наслаждаться заслуженным отдыхом, как и положено ветерану труда, Светлана Болоболкина , заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения, и сегодня продолжает работать с детьми: по будням – в родной 62-ой школе, а по воскресным дням – в воскресной школе Свято-Казанского храма.
«Мы стараемся привлекать к работе в нашей воскресной школе педагогов, в первую очередь, исходя из их профессиональных качеств, – говорит протоиерей Владимир Королев, настоятель Свято-Казанского храма и духовник воскресной школы, – Такие критерии, как любовь, уважение к детям и воцерковленность, – безусловны. Светлана Семеновна с ее неутомимой энергией, желанием отдать детям все, что она знает сама, с ее организаторскими способностями – не просто ценный сотрудник, поскольку само это понятие стало уже шаблонным, это человек, который вливает жизнь в стены воскресной школы, в храм, наполняет их теплом. Слова – это просто звук. Главное – дела, а они есть и их много, их можно увидеть и оценить. Достаточно сказать, что еще до начала деятельности в нашей школе, Светлана Семеновна, будучи директором 62-ой школы смогла организовать педагогов и родителей с целью преподавания курса «Основы православной культуры», а это значит очень многое. И, я надеюсь, что ребята, обучающиеся и в воскресной и светской школах, благодаря таким учителям, как Светлана Семеновна, вырастут людьми правильно ориентированными, имеющими осознанную нравственную и духовную позицию».
В воскресной школе у преподавателя Болоболкиной, пожалуй, одно из ответственных послушаний – обучать начинающих воспитанников, знакомя их с азами Православия и открывая им двери в мир Божьего слова. В первом классе, в который начинают принимать ребят с 5-ти лет, Светлана Семеновна преподает «Храмоведение», а во втором – курс «Основы православной культуры».
Нам удалось побывать на одном из занятий с самыми младшими учащимися, посвященному сотворению мира. Урок в форме беседы был продуман и построен таким образом, чтобы библейские события получили живое и художественное раскрытие. При этом без внимания не остался ни один из вопросов ребят, вне зависимости от того, касался ли он непосредственно изучаемой темы или нет. Каким образом Адам и Ева нарушили запрет Бога, каких плохих поступков нужно нам избегать, чтобы не делать плохо себе и близким, зачем православные носят нательный крест, кто защищает нас невидимыми крылами – ответы искали все вместе, и каждый имел возможность поделиться своими мыслями.
На занятии царила атмосфера взаимопонимания между преподавателем и учащимися. Время пролетело совершенно незаметно, и как-то легко и незатруднительно урок сложился из обязательного «пазлов», завершившись обсуждением домашнего задания – раскрасить в рабочей тетради один из сюжетов Священного Писания.
«Я благодарю вас, дорогие мои, за то, что вы так активно познаете основы Православия и приближаетесь к Богу, – обратилась на прощание Светлана Семёновна к учащимся, – А Господь Бог и Ангел-хранитель вам помогают, вы только молитесь, и все будет у вас хорошо».
Для чего современным детям необходимо православное образование, какова его роль в становлении личности, чем сегодняшние мальчишки и девчонки отличаются от предшествующих поколений – эти и другие темы мы затронули в дальнейшей беседе со Светланой Семеновной Болоболкиной.
– Самый первый вопрос, Светлана Семеновна, как Вы приняли решение нести слово Божие детям? Думали ли Вы, как человек, выросший и сформировавшийся в советские атеистические времена, что когда-нибудь будете преподавать в воскресной школе?
– Задумываться над этим я начала давно, потому что вера и Господь в моей жизни появились еще в детстве. Святое Крещение я приняла школьницей, несмотря на то, что родители являлись членами партии и папа занимал высокую должность. В то время я училась в 4-м классе, была председателем совета пионерской дружины. На майские праздники я приехала в гости к родственникам, которые жили в селе под Щекино. Родные, посовещавшись, в том числе и со мной, приняли решение меня крестить. Церковь в селе была разрушена, но был жив батюшка, старенький настолько, что даже не знал о том, что есть такое имя – Светлана. Он нарек меня Антониной и совершил Таинство Крещения. Но крестик на груди носить тогда было запрещено, и мама вшила мне его в шов школьного платья.
С тех пор я шла по жизни с Божией милостью: закончила педучилище, затем – Московский педагогический институт заочно, и все время трудилась в школе. На любом поприще я работала просто по совести и государство, светская власть мои труды всегда отмечала, я имею множество наград. Будучи учителем, мне по решению отдела образования, довелось стать прообразом для бюста «Учительница», который создала наш тульский скульптор Зоя Павловна Рябченко.
Несмотря на то, что в советские годы господствовал атеизм, я никогда не забывала о том, что я православная. Даже во время уроков географии, я как могла, но затрагивала тему возникновения христианства, историю его развития. К тому же у меня была коллега, замечательный человек, моя единомышленница – Лариса Семеновна Панфилова, ныне покойная, с которой мы объездили множество святых мест, побывали во многих храмах и обителях.
В конце 90-х – начале 2000-х годов я, тогда уже директор 62-ой школы, начала задумываться о том, что нашим детям помимо нравственного воспитания, которое было неотъемлемой частью советской школы, необходимо воспитание духовное. Поскольку мы пережили очень противоречивое время разгула «неправильной «демократии», когда под сомнением оказались такие понятия как нравственность, честность, патриотизм, добро. Из СМИ на нас, взрослых и детей, хлынул поток насилия, жестокости, вульгарности, который до сих пор не может остановиться. И для себя я решила, что теперь моя главная задача – привести детей к духовности, к их родным православным корням. Год назад я оставила руководство школой, и теперь тружусь в ней учителем «Основы православной культуры».
А семь лет назад промыслом Божиим я, в то время прихожанка храма Николы-на-Ржавце, встретилась с отцом Владимиром Королевым, и в первый же день знакомства покаялась ему. Дело в том, что я до сих прошу прощения у Господа Бога и святителя Николая Чудотворца за то, что много лет назад произошло в нашей семье. Однажды папа, придя с очередного партсобрания, на котором ему поставили на вид, что его мама и супруга бывают в храме, рассердившись, снял со стены старинную семейную икону Николая Угодника, разбил ее в сердцах о колено и бросил в печь. Но мама с молитвой на устах успела вынуть из огня обломки, чудом они не успели заняться пламенем, но все же обгорели. С тех пор я молюсь за своих родителей и прощу у Бога за них прощения. Господь меня слышит: по Его великой милости в нашем роду, в котором до этого никогда не было художников, у родных выросла дочка, избравшая своим делом живопись. Именно она и реставрировала пострадавшую икону святителя Николая, которую мы хранили много лет.
Вскоре я стала прихожанкой Свято-Казанского храма и почувствовала себя здесь как в большой, дружной семье. Ко мне тоже какое-то время присматривались, а потом батюшка предложил работать в воскресной школе. Я рада тому, что в таком солидном возрасте, я могу вести с детьми разговор о добре и зле, о Господе Боге, о том, как прекрасен наш мир, созданный Творцом, и о том, как важно любить все, что тебя окружает.
– Светлана Семеновна, для чего детям необходимо православное образование? Какова роль воскресной школы в жизни ребёнка?
– Самое главное, на мой взгляд, что дает православное образование детям – воспитывает в них добро, учит их проявлять доброе, милостивое отношение к ближнему, воспитывает в них послушание. Православное образование призывает детей на хорошие поступки, порой самые простые, которые можно совершать каждый день: проявить сострадание, терпение, уважение к старшим, уступчивость, не быть гневливым, злопамятным. Очень важно понимать, что православное образование неотделимо от воспитания. Это относительно роли воскресной школы в жизни ребенка. Мы в воскресной школе не просто проводим с детьми беседы на духовные темы, изучаем, как устроен храм или заучиваем Святое Писание. Мы постоянно обращаемся к православному опыту жизни. Дети учатся на примерах из жизни Христа, Божьей Матери, святых. Я всегда на занятиях привожу примеры из жизни, особенно семейной, простых православных христиан – наших предков, из сегодняшней действительности. Ведь современные семьи, к сожалению, бывают разные: есть такие, где царит любовь и взаимопонимание , а в других – сложные отношения между мамой и папой, между родителями и детьми, много сейчас семей, где мама вообще одна воспитывает детей. В этом смысле я всем детям стараюсь привить самое важное – это стремление делать добро, оказать помощь тому, кто нуждается, а фундаментом этого является вера.
– Какова роль родителей в воцерковлении детей? Сталкивались Вы с такими случаями, когда родители приводят детей воскресную школу, скажем так, для общего развития, а сами остаются в стороне от церковной жизни?
– Безусловно, без участия родителей воцерковить детей практически невозможно. Самое главное – это личный пример, когда родители и дети вместе приходят в храм, молятся, причащаются. К счастью, в нашей школе таких случаев, когда приходят дети из семей, совершенно далеких от Церкви, от Православия, нет.
Я вообще хочу отметить, что в последнее время приход нашего Свято-Казанского храма пополнился молодыми людьми, молодыми семьями, которые приводят своих детей на занятия в воскресную школу, а сами в это время принимают участие в духовных беседах с отцом Владимиром. Меня очень радует, что молодежь повернулась лицом к Церкви, к Богу, что мясновцы, благодаря усилиям отца Владимира, который с Божией помощью и по благословению Владыки Алексия начал несколько лет назад строить новый храм, стали сближаться, объединяться вокруг этого хорошего дела. Я даже уверена, что у нас создался костяк большой приходской семьи. К нам уже приходят дети не только из Мясново, но и приезжают на занятия девочки с улицы Кауля, посещает занятия девочка из Москвы, которая приезжает в гости в Тулу к бабушке. Это очень много значит! Еще хотелось бы отметить, что пример родителей, взрослых прихожан, а также занятия в воскресной школе, различные мероприятия, праздники, поездки учат детей общению, дружбе, прививают им умение делать какие-то добрые дела сообща, вместе. Таким образом, дети отучается от разобщенности и равнодушия.
– Вы столько лет работаете с детьми, на Ваш взгляд, отличают ли современные дети от предыдущих поколений?
– Дети и тогда были удивительные и сейчас. Дети во все времена дети. Хотя современные ребятки, безусловно, более развитые, они сегодня уже с рождения умеют обращаться с компьютером и прочими новейшими изобретениями, сидят в интернете. Сейчас детей окружает огромное количество информации, и они гораздо быстрее обучаются всему новому, и, к сожалению, не всегда полезному и хорошему. Но духовный путь для детей довольно сложный, он требует от них большой работы ума, души и сердца.
Конечно же, нынешним детям так же, как и во все времена нужны внимание, участие, тепло и любовь. Они также тянутся ко всем доброму и светлому, и наша задача указать им нравственные ориентиры, защитить их от этого потока зла, от бессмысленных компьютерных игр, от глупых телепередач и страшных мультиков. Православие и Церковь нужны детям, это я говорю из опыта работы в общеобразовательной школе. Если бы вы знали, как дети ждут уроков по основам православной культуры, с каким интересом они впитывают все, что я им рассказываю!
Слава Богу, что сегодня Русская Православная Церковь имеет возможность приобщить к духовности школьников, студентов. Однако на фоне того негатива, который царит в окружающем нас мире, доля духовного образования и воспитания у нас еще незначительная. Да, конечно, очень сложно Церкви, священнослужителям и педагогам противостоять информационному натиску, но делать это нужно обязательно, чтобы научить жить детей в этом, настоящем мире полноценной жизнью, которая возможна только с Богом. И я очень счастлива, что Господь дал мне такую возможность, я каждый день Его благодарю за это и молю только об одном, чтобы Он даровал мне силы успеть сделать, как можно больше.
Марина Полянская.
Фото автора.