Встреча иерея Владимира Моргунова, клирика Свято-Никольского храма (на Ржавце) в Центре «Содействие» – центре помощи людям страдающим алкогольной и наркозависимостью.
Тайна путей Божиих к сердцу человека неисчерпаема. Наш разум – простой человеческий грешный может лишь дивиться той, поистине Божественной Любви Творца к своему творению, видимым свидетельством которой является Его неотступная забота о нас в этой жизни.
Попадая за грань, когда страсть с особо разрушительными последствиями выкидывает человека на обочину жизни, только чудо может помочь вернуться в мир людей. И самое главное чудо здесь – содействие тех, кто рядом; тех, кто может помочь – взаимодействие людей и Бога.
Центр «Содействие» имеет действительно говорящее название, и содействие здесь оказывается лишь при доброй воле самих участников. Этот центр – межрегиональная благотворительная общественная организация помощи людям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости и лицам без определенного места жительства «Содействие». Организация начал свою историю с Санкт-Петербурга, и спустя несколько лет, с Божией помощью, стали появляться филиалы по городам нашей страны.
Основатели данного центра Сергей Широких и Александр Апанасенко понимали, что без духовного стержня создать основу для новой жизни невозможно. Они осознанно искали помощи в ограде Православной Церкви – и именно в Оптиной Пустыне закладывались первые кирпичики духовного основания центра. И потому, основав в нашем городе в конце прошлого года новую общину, руководители Тульского филиала кризисного центра обратились за помощью в Церковь. Промыслом Божиим так было усмотрено, что ребята начали строить свое взаимодействие именно со Свято-Никольским храмом ( на Ржавце).
Непосредственно с участниками центра сотрудничает клирик храма иерей Владимир Моргунов, помощник настоятеля по миссионерской работе. И сегодня, в честь праздника образа Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» отец Владимир вновь навестил окормляемую паству. Перед образом Празднику вместе с участниками центра им был отслужен водосвятный молебен, а после все собрались в общей комнате для совместной беседы.
Ребята, для которых мир Православия был закрытой книгой, тянутся к тому, чтобы понять Евангелие и в этом может помочь лишь тот, кто самим Богом поставлен на путь благовестия. Их нескрываемое желание видеть священника для духовных бесед не может оставить равнодушным. Среди них есть и некрещеные, которые уже осознанно стоят перед этим решением – войти в Святую Церковь. Так, одна из участниц центра выжила, практически не повредив своему здоровью, после падения с пятого этажа. И это живое свидетельство чуда Божия зовет еще одну душу к таинству Крещения.
Отец Владимир договорился с ребятами о желаемом для них формате встреч. Самым оптимальным решением все выбрали совместное чтение книг Нового Завета, с одновременным толкованием трудных мест и слов церковно-славянского языка. Затем, батюшка ответил на насущные вопросы участников.
Ожидая приезда руководителей филиала, ребята охотно рассказали, как проходит их реабилитация в центре.
Утром все вместе, они собираются в общей комнате перед иконами, начиная свой день с молитвы. Далее позавтракав, все расходятся выполнять свои обязанности. Кто-то работает по кухне, кто-то убирает дом. На участке есть небольшой огород, за которым также ухаживают участники центра. Но основным делом в процессе реабилитации для участников является поиск работы и сам заработок. Так как центр не финансируется государством, то в прямом смысле слова они сами пытаются зарабатывать себе на жизнь, перебиваясь разовыми простыми подработками. Так как их центр находится на полном самообеспечении, то трудники сами должны заработать на аренду помещения, на свое пропитание, одежду и прочие нужды.
К вечеру, когда все вновь собираются вместе, после ужина проходит ежевечернее собрание, просто общение, а главное – чтение православных книг и Писания. День заканчивается также – молитвой.
Один из участников, Дмитрий, рассказал о своем пути подробнее.
– Я в этой организации уже около трех лет. До этого занимался у сектантов – пятидесятников.
А почему туда пошли?
Увидел значительные изменения в характере у своей сестры. Мы раньше с ней по тюрьмам и лагерям мотались. Пересекались только на пересылках, толком с малых лет не виделись. А потом, смотрю – она пропала. А я как раз находился в местах лишения свободы. А когда освободился, через знакомых узнал, что она как-то устроилась, ребенка родила. И я подумал: «Если у нее получилось, почему у меня не получится?» Первый раз не получилось, второй не получилось. Третий раз не получилось – поругался с их руководством и ушел. Ну какое-то время я жил в трезвости, но потом все равно, сами знаете, пробивает слабое место.. В общем опять старая жизнь, старые знакомые… Снова начал выпивать… И когда последний раз освободился, то чисто случайно увидел объявление центра «Содействие». Позвонил, приехали, меня забрали. Первое время я больше года пробыл в центре. Потом пробовал самостоятельно жизнь налаживать. Но мне не хватает поддержки. Я ходил в храм. Первое время ходил часто, а потом все реже и реже. Нет единомышленников, нет общения – а здесь мы как будто все свои. А там, в миру, как мы говорим, я себя, к сожалению, не нахожу. Не получается создать такой круг общения как здесь, все равно прошлое возвращается.
То есть сначала ты был в организации пятидесятников? И как, ты видишь разницу, сравнивая этот центр, в котором идет взаимодействие с Православной Церковью?
Там идет жесткая программа. Все зомбировано. Может быть, мне и пошло в каком-то роде на пользу, но это программа. Там строго по правилам, нельзя думать, ни шагу влево или вправо.
А здесь?
Здесь у нас больше свободы, больше познания. Я могу в любое время подойти и проконсультироваться, задать вопрос. А там, как урок в школе: нужно что-то выучить и что-то рассказать. А откуда и что пошло там даже не объясняют. Те учителя – они те же самые бывшие наркоманы. Что они мне могут рассказать и чему научить? Да и буду ли я их воспринимать в серьез?
А взаимодействие с нашим храмом, со священником вам лично для чего важно?
Я слабо что-то понимаю. Я еще младенец, который ползет на этот свет. И хотелось бы больше понимать. Мы сами пытаемся читать Священное Писание, Новый завет, но нам не хватает понятных пояснений. Поэтому, хотелось бы, чтоб наши встречи со священником были почаще, чтобы нам разъясняли то, что мы читаем, потому что вопросов возникает много.
За разговорами, общей беседой время проходит быстро и вот из московского филиала вернулись руководители нашего, тульского отделения – Евгений Владимирович Карп и Антон Юрьевич Гейст, которые начали беседу с рассказа о том, как сами пришли к этому служению.
Антон: когда-то мы сами попали в трудную жизненную ситуацию. Очень трудную. Но Господь все так чудесным образом управил, что у меня даже не было судимости. А после того, как в моей жизни все улеглось, я вернулся в организацию, что бы помочь таким же, как я – потому что здесь я излечился от наркотической зависимости.
Евгений: в принципе такая же история. На мой взгляд, наркотическая зависимость – это не столько болезнь, сколько влияние среды. Наркоман живет определенным образом жизни. И чтобы излечить его – нужно поменять этот образ жизни. Но, безусловно, без Божией помощи, только человеческими силами (будь то медикаментозные, психологические средства) это невозможно.
Антон: эти средства всего лишь отсрочка, чтобы ты на какое-то время вырвался из круга, и все. Поэтому для нас важно чтобы все наши ребята смогли, благодаря взаимодействию с духовенством храма, приблизиться к Православию. Чтобы уже не я один (от себя могу добавить, что Антон действительно часто посещает Богослужения на нашем приходе) плюс двое-трое, но все наши ребята начинали свой день с Божественной Литургии.
А могли бы рассказать, на основе каких этапов вы проводите реабилитацию в центре?
Евгений: Первый шаг – это и вытащить человека из той среды, где он пьет или употребляет наркотики. При этом мы стараемся местных не оставлять в центре, а отправлять в другой филиал. Один из сдерживающих факторов, что бы человек не убежал на первых этапах реабилитации – это новая незнакомая обстановка, лучше другой город. Поэтому у нас и организованы филиалы в разных областях страны.
Чтобы человек у нас остался, он должен заполнить анкету и выполнять основные правила организации: не курить, не пить, не сквернословить, выполнять основные обязанности в общежитии и не унижать тех, кто рядом с ним будет жить – то есть выполнять основные человеческие и христианские нормы поведения. Если он согласен – мы начинаем с ним работать.
Антон: По окончанию курса, который длится три месяца, человек может уйти, а кто-то остается, чтобы также помогать организации и приходящим сюда людям. Так как мы открылись здесь недавно, то приходится преодолевать множество проблем. Все трудоспособные участники работают на простом, не требующем квалификации труде. Но, конечно, этого не хватает, ведь содержать этот дом – дело затратное, и практически все заработанные средства уходят на оплату аренды, но ведь чтобы работать, нужно еще нормально питаться. А ведь есть еще затраты на транспорт, одежду, средства гигиены… Поэтому, мы очень ждем епархиальной поддержки.
Вообще, нам бы очень хотелось работать с Социальным отделом Русской Православной Церкви, потому что когда человека отправляют домой, мы уже не можем за него отвечать. И вот чтобы он не вернулся к своей прежней жизни, было бы здорово, чтобы уже в городе его не оставляла Церковь и местные епархиальные социальные отделы помогали ему освоиться.
Взаимодействие с этим центром на Тульской земле только зарождается, но ребята понемногу приходят на службу, заходят в церковь. В те дни, когда проходят организованные миссионерские беседы или выступления Воскресной школы они также посещают храм. Эти люди сейчас в поисках новой жизни, и новый неизвестный мир Православия должен стать основанием этой жизни. И только от нас, христиан, зависит – окажем ли мы им содействие. Помним ли мы обращенную к нам притчу Христа Спасителя: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.»
Протоиерей Игорь Корейша,
Корнаухова Татьяна.
Фото – Корнаухова Татьяна.