Праздник Святой Троицы и традиции в воспоминаниях прихожан Свято-Никольского храма (на Ржавце).
День рождения Церкви Православной, как преемницы Церкви Ветхозаветной, наполнен множеством символов и древних традиций, хранимых верующими. Полнота событий этого дня, прославляемого Церковью Новозаветной, раскрывают и сами раскрываются лишь при уяснении событий описываемых в Книге Исхода. На пятидесятый день после еврейской Пасхи – исхода евреев из Египта – Моисей принял от Господа Ветхозаветные заповеди, Закон. Гора Синай в те первые летние дни была покрыта зеленью расцветающих деревьев, и потому с древних времен иудеи в этот день украшали свои жилища зелеными ветвями и травами. Отсюда эта традиция пришла и в Православную Церковь.
И апостолы, как носители той традиции, наверняка, в пятидесятый день, находясь в единении и молитве по заповеди, данной им Христом при своем Божественном Вознесении, ожидали обещанного Духа Утешителя в жилище, убранном зелеными ветвями.
Зеленый цвет не случайно в Православной традиции является символом Пресвятой Троицы. Этот цвет, как олицетворение жизни, призываемой из небытия к бытию Творцом Вселенной. И священнические облачения в этот день радуют глаз изумрудным цветом также не случайно. Ведь зеленый цвет образуется при смешении синего и желтого и в Праздник Троицы он напоминает нам о том, что Святой Дух (Его символизирует голубой цвет) освящает всех верующих во Христа (Его символизирует жёлтый цвет).
Праздник Троицы глубоко почитаем православными людьми. Так и сегодня храм спешили посетить все верующие, наполняя его дружным пением Православного Символа Веры. И ни коленопреклоненные молитвы, ни тяготы пространного Богослужения не стали в тягость для всех пришедших встретить этот день в единении и молитве по примеру апостолов.
В праздничной проповеди по окончании чтения Евангелия настоятель храма протоиерей Игорь Корейша обратил внимание прихожан на следующие события:
«Во-первых, сошествие Духа Святого на пятидесятый день подчеркивает то, что Ветхий Закон упразднился. Господь, идя на крестную смерть, как об этом упоминается в Евангелии от Матфея, сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:38). И, поскольку Ветхая Церковь потеряла благодать в момент распятия Христова, то появляется Новая Церковь, в каждом Таинстве в которой действует Дух Святый.
Но, поскольку Господь пришел не нарушить, но исполнить закон, то 50-й день сохраняется для того, чтобы новая Пятидесятница была днем рождения Церкви.
Братья и сестры, только Христова Православная церковь сохраняет всю полноту и неизменность догматического учения о Святой Троице. Ни одна религия больше не признает Бога как Троицу. И, следовательно, любая другая религия является усеченной, не полной и не истинной.
И посему, как верные чада Церкви, в этот день поблагодарим Бога Отца за то, что он из небытия призвал нас к бытию, почтил нас Своим образом и свободной волей. И более того, видя наше грехопадение, послал в мир Единородного Сына, для того чтобы Он искупил Собою человеческие грехи.
Поблагодарим Сына Божия, который единосущен не только Отцу по природе, но и каждому из нас в воплощении нашего земного тела. За то, что Он, будучи послушен воле Отца Небесного на Предвечном Совете соизволил, исправив это тело в своих земных страданиях, крестной смерти и Вознесении, и дал нам возможность приобщаться Ему. Ибо, когда мы приобщаемся Его Пречистого Тела во время Таинства Причастия, мы с ним настолько соединяемся, что можем быть совознесены вместе с ним в небесные обители.
И поблагодарим Духа Святаго, поскольку Он, будучи чистейшим нетварным, но Предвечным Созданием, не возгнушался нашей тварной природы, не возгнушался наших грехов. И когда мы призываем Его в молитвах для того, чтобы очиститься в Таинстве покаяния, он спешить к тому, чтобы исправить нашу душу. Очистить ее и исцелить. И в таком случае Господь уже видит не наши грехи, а видит жертву, принесенную Господом Иисусом Христом. И также Дух Святой совершает все Таинства нашей Церкви, без которых невозможно спастись. И посему, в сей пресвятой день «Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся. Троице Единосущной и Нераздельной. Аминь.»
Каждый народ хранит свою историю дня рождения Церкви. Так на Руси этот праздник был установлен лишь в 14 веке преподобным Сергием Радонежским. Разные поколения верующих по своему относятся к традициям, как отражению смысла праздника в народном сознании.
Обратиться к воспоминаниям и поделиться своим отношением к традициям этого дня согласились прихожане и сотрудники храма.
Скажите, как в вашей жизни появился праздник Троицы?
Ольга, 36 лет: Когда я стала петь в хоре, я стала изучать и историю и традиции православных праздников. И так я узнала, что этот день – день сошествие Святого духа на апостолов. Это произошло 16 лет назад.
А как этот праздник воспринимался в вашей семье?
Когда еще в юности я спрашивала свою бабушку о том, как этот праздник понимался их поколением, почему мы именно так украшаем храмы, то она мне отвечала, что просто березки приносили домой и все. То есть они даже не вникали в суть праздника. Она всю жизнь ходила в храм, даже когда это было запрещено. Ее муж был партийный работник, и в церковь она уходила тайком, но в сами традиции она не вникала.
Михаил, 40 лет: С Праздником Троицы я лично знаком уже давно с раннего детства. Потому что у меня тоже была бабушка, у которой, как ни странно, муж был тоже партийный работник, но она была верующей. И рассказывала что это праздник единения всех лиц Божиих – Бога Сына, Бога Отца и Бога Святого Духа. То есть они понимали, что в этот день эти силы воссоединяются. В деревне, где она жила также украшали березовыми веточками дома, обязательно запрещалось работать,
А откуда родом ваша бабушка?
Бабушка моя родилась в деревне Горчаково, Ясногорского района. Это довольно старая деревня, а в пяти километрах от нее располагался ближайший храм в деревне Денисово. И вот на все праздники они обязательно наряжались, старались надеть самую красивую одежду, какая была в доме, и собирались в этом храме. Причем, эти рассказы можно отнести уже к периоду советской власти: конец 20-х годов – начало 30-х. Причем их было 6 человек детей и все они воспитывались в православной вере.
А как вы сами относитесь к народным традициям, принятым в Церкви?
Я считаю, что свои традиции не следует забывать, и конечно, воспитывая своих детей им нужно прививать Православную веру и знакомить и пояснять суть традиций своего народа.
Юрий, 45 лет: дело в том, что это моя первая Троица в жизни, поэтому мне сложно что-то сказать. Эмоции просто переполняют – очень сложно собраться с мыслями после Богослужения. Мне трудно передать, что происходит в душе.
Алексей, 17 лет: праздник Троицы вошел в мою жизнь год назад. Я встретил этот день во Всесвятском Соборе – в тот день была очень торжественная служба. И этот праздник для меня пока просто не постижим. Как мы можем себе представить единство Отца и Сына и Святого Духа… Такой трепет охватывает при Богослужении.
А по поводу народных традиций связанных с этим днем, что вы можете сказать?
Конечно, традиции это важно, но мне кажется что березки лучше не губить – их в таком количестве срубают целыми деревьями… Так в одном храме весь пол был устлан березовыми ветвями, причем сделали еще и толстый настил – было очень больно видеть. Лучше бы они росли на своем родном месте.
Корнаухова Татьяна.
Фото автора.