Лекция «Роль Русской Православной Церкви в Первой мировой войне» прошла в храме Святителя Николая (на Ржавце).
После летнего перерыва в нашем храме вновь возобновлены просветительские лекции для прихожан. Летняя суета домашних дел отступила, и новый цикл встреч открыла тема, которая для многих наших соотечественников теряется на периферии интересов. Двадцатый век в Истории Отечества оставил много глубоких ран и та, первая, остается как бы в тени, смещенная чередой нахлынувших трагедий и потрясений, в результате которых страна дважды поменяла свое имя.
Век назад, в 1914 году, началась Первая мировая война. И, отдавая дань памяти, по благословению настоятеля Свято-Никольского храма очередная встреча была посвящена рассказу о славных и трудных страницах Российской Империи и Русской Церкви, чья история неразрывно связана в этот трудный период жизни страны.
Лектор, диакон Алексий Мельников, подготовил выступление, наполненное яркими, характеризующими главные вехи тех событий моментами.
Оставляя доступным для понимания присутствующих лекционный материал, отец Алексий, тем не менее, успешно создал многогранную картину описываемых событий, насколько это оказалось возможным для краткой часовой беседы.
Предварительно слушатели ознакомились с общим описанием внешнеполитических предпосылок к противостоянию и с основными вехами этой войны. А затем основное время беседы отец Алексий посвятил освещению деятельности Русской Православной Церкви, а также личному подвигу священства на полях сражений. Также было уделено внимание работе Тульской Епархии, которая в те годы оказывала всевозможную помощь.
Отец Алексий отмечает: «С первых же дней войны Святейший Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества. В церковных кругах повсюду шли всевозможные сборы для фронта: деньги, теплые вещи, подарки.
В Епархиях открывались лазареты, почти в каждом приходе были учреждены Приходские Попечительские Советы для помощи семьям лиц, призванных в армию. Приходские Советы собирали и раздавали деньги, продукты, вещи, зерно, доставляли уголь и дрова для отопления. Особенно ценной была организация помощи по уборке и засеву полей семьям, чьи кормильцы были на фронте».
Кроме того, для присмотра и ухода за детьми таких семей во время уборочной страды Советами устраивались временные детские приюты и ясли – прототипы современных детских садов.
Касаясь исторических свидетельств участия Тульской Епархии в благотворительной деятельности периода Первой мировой войны, необходимо отметить, что одним из основных направлений явилась помощь беженцам, пострадавшим в ходе военных действий.
Так в Туле, для оказания помощи, под председательством губернатора был организован Губернский Комитет по распределению и водворению беженцев. Губернатор обратился к епархиальному начальству с просьбой назначить представителей от духовенства Тульской епархии в состав этого комитета, «зная добрую отзывчивость наших пастырей в годину народных бедствий». По решению епископа Ювеналия и Тульской Духовной Консистории в Губернский Комитет был назначен кафедральный протоиерей Тульского Успенского кафедрального собора Василий Кутепов, являвшийся членом Епархиального комитета помощи беженцам.
Огромный труд на своих плечах несло и духовенство. За время войны в действующей армии, исполняя свой пастырский долг, побывало более 5 000 священников.
Помимо непосредственно своих священнических обязанностей, они помогали врачебному персоналу, участвовали в отправке раненых на перевязочные пункты, напутствовали умирающих, вместе с санитарами собирали и хоронили убитых.
Не обязанные находиться во время боев на передовой, полковые священники по собственному пастырскому влечению часто стремились быть на поле сражения. Они личным примером своего бесстрашия старались вдохновить воинов, будили совесть, оберегая солдат «от столь возможного на войне ожесточения и озверения».
Нередки были и случаи исключительного героизма военного духовенства, проявленного в ходе сражений.
Так, 9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира полка, но полк не тронулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошадке скромный и застенчивый полковой священник отец Василий Шпичек, и с криком «За мной, ребята!» понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними – весь полк. Атака была чрезвычайно стремительной, противник бежал. Полк одержал победу.
7 ноября 1916 года в 154 пехотном Дербентском полку протоиерей Павел Смирнов повел батальон на турецкое укрепление, которое было успешно взято штурмом. Сам священник был тяжело ранен.
Совсем другим был подвиг иеромонаха, пожелавшего, чтобы его имя осталось неизвестным. «В один из воскресных дней 1915 года на Галицком фронте, вблизи линии фронта, в оставленной униатами церкви он совершал Литургию. Церковь была полна людьми. В храме совершалась Бескровная Жертва, а вблизи шел бой. Было время Евхаристического канона – пели «Тебе поем». Священник читал молитвы. И вдруг снаряд попадает в церковь. Иеромонах спокойно прервал молитву: «Будь ты проклята, окаянная!» – громко произнес он и осенил бомбу крестным знамением, а затем продолжил чтение прерванной молитвы. Снаряд не разорвался, а молящиеся, видя спокойствие священника, остались на местах. Снаряд вынесли уже после окончания службы. Узнав об этом, государь наградил мужественного священника наперсным крестом на Георгиевской ленте».
Но не только простые священники отличались мужеством на полях сражений. Архиереи, как истинные преемники апостолов, также являли своим примером Христово служение – следовали за своей паствой на передовую линию фронта.
Так, викарий Московской епархии Дмитровский епископ Трифон (Туркестанов) еще в самом начале войны отправился на фронт, где служил в качестве простого полкового священника 168-го Пехотного Миргородского полка, одновременно исполняя обязанности благочинного 42-й пехотной дивизии.
В скромном подряснике с простым иерейским крестом он нес все тяготы фронтовой жизни со своим полком. Позднее, на польском фронте владыка получил контузию и был вынужден возвратиться в Москву.
В своих воспоминаниях о войне генерал Алексей Брусилов писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли рядом с воинами, ободряя робких простым евангельским словом, личным примером… Они навсегда остались там, на полях Галиции».
Описанные в прошедшей встрече события – лишь малая часть из того огромного бесценного вклада, который сделала Русская Православная Церковь в годы той войны. Но этот подвиг негласно умалчивается, а в период существования СССР не то, что о служении священников и Церкви – о подвигах солдат не разрешалось вспоминать. Солдаты Первой мировой, называемой «империалистической», были фактически прокляты восторжествовавшими революционерами. Те, кто предал страну, объявил ее захватнической, а ее героев – прислужниками капитала.
Был закрыт музей Первой мировой войны в Ратных палатах Царского села. В 1979 году, незадолго до Олимпиады, было уничтожено кладбище участников войны в Москве, рядом с храмом Всех Святых на Соколе.
В то время как в Европе памятники воинам того времени стоят едва ли не в каждом городе, в нашей стране только недавно стали появляться монументы героям Первой мировой. Недавно открытый памятник на Поклонной горе – акт восстановления исторической справедливости, напоминание современникам о событиях тех лет.
Историческая память очень важна. Только зная историю своей страны, можно понимать и события, происходящие в наши дни. Спустя сто лет мы оказываемся почти в тех же условиях нестабильного внешнего мира, внутренних государственных противоречий и духовного кризиса. Общий религиозный кризис элиты и интеллигенции начала 20 столетия практически идентичен современному духовно-нравственному состоянию элиты наших дней.
Одним из таких примеров потери самоидентификации русского человека как православного верующего является религиозная и нравственная всеядность, в которой теряется представление о Боге как Едином Творце вселенной.
По странному стечению обстоятельств (находящих свое отражение и в наши дни), в Санкт-Петербурге – городе, вскормившем революцию, незадолго до описываемых событий был построен буддистский храм. Святой праведный Иоанн Кронштадтский выступал против этого строительства. Иоанн Кронштадский столь категоричное отрицание строительства именно дацана объяснял тем, что в построенных незадолго до этого в Санкт-Петербурге мечети и синагоге не происходит жертвоприношений. Строго говоря, это молельные дома, а не храмы, и лишь буддистский дацан – это именно храм, в котором совершается жертвоприношение.
Для русской нации, для страны принявшей драгоценный дар Православного вероисповедания, нет более важного устремления, чем сохранение устоев своей веры. Благополучие и единство народа возможно лишь до тех пор, пока этот ориентир сохраняется для всех, независимо от занимаемого положения, слоев населения.
И чтобы мы не сделали в очередной раз непоправимую ошибку, нужно помнить, что мы – наследники святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского, князя Дмитрия Пожарского и боярина Косьмы Минина, Александра Суворова и святого Федора Ушакова.
Только в этих условиях можно будет говорить о восстановлении подлинного единства нации на основе нашей многовековой истории, культуры и православной веры.
По окончании выступления отца Алексея настоятель храма протоиерей Игорь Корейша обратился к присутствующим: «Лекция очень содержательная и я бы хотел поблагодарить отца Алексея за этот труд. И я вынес много нового. О подвигах священников в годы этой войны нам никогда не рассказывали. Это действительно интересно и поучительно. И в связи с этим огорчает столь малое количество мужчин и то, что, к сожалению, не смогли (а, может быть, не пожелали) посетить нас представители тульского казачества.
Мы и в дальнейшем будем проводить подобные образовательные встречи, одна из ближайших ожидается уже в конце ноября. Храни вас всех Господь и Матерь Божия».
Слушатели самых разных возрастов с вниманием следили за нитью повествования лектора. Неподдельный интерес читался в глазах взрослых, и что особенно отрадно – детей. Несколько воспитанников старшей группы Воскресной школы также остались послушать отца диакона.
Так, один из зрителей поделился своими впечатлениями:
Иван, 11 лет: Мне понравилось, много нового смог узнать.
Тебе, наверное, было сложновато – тема достаточно серьезная, много новой информации?
Нет, я вроде человек усидчивый и мне было интересно, и совсем не скучно. Самое главное, как мне показалось – то, что ради страны наши священники были готовы пожертвовать жизнью. Те примеры, которые я здесь услышал, меня потрясли.
Марина, 31 год: Я хожу на Богословские курсы, там же услышала и о лекции. Я знаю отца Алексея как талантливого лектора и сегодня еще раз в этом убедилась. Очень содержательно, интересно и душеполезно.
А что для вас показалось наиболее интересным?
Особенно запомнились подвиги священников, которые своей верой, своим личным примером, евангельским примером поддерживали солдат, которым могло не хватать духа во время боя.
Николай, 51 год: Лекция была очень интересной. За то время, сколько я прожил – более 50 лет, – сегодня я впервые услышал на эту тему лекцию, в которой столь подробно была изложена информация.
Протоиерей Игорь Корейша
Корнаухова Татьяна.
Фото – Корнаухова Татьяна.