Лекция по иконографии праздника «Вход Господень в Иерусалим» в христианской традиции прошла в храме святителя Николая (на Ржавце).
Наступает последняя неделя Великого поста. Для всех верующих приближаются скорбные дни Страстной седмицы, в которую мы войдем вместе со Христом в следующий воскресный день – день Входа Господня в Иерусалим.
И чтобы лучше понимать сам праздник, который прообразовательно описывался еще ветхозаветными пророками, чтобы все события, связанные с этим мироспасительным евангельским эпизодом, не прошли для нас мимо, важно остановиться пред святыми образами икон и задаться вопросом – а что сокрыто за таинственной работой иконописца.
Подходя к любой иконе, мы попадаем в другой мир, и чтобы этот мир стал нам хотя бы немного понятнее и ближе, в нашем храме и была проведена лекция, помогающая ознакомиться с развитием иконографической мысли. От начала, зарождения христианского изобразительного искусства, до современных интерпретаций.
Обширный изобразительный ряд, представленный на проекторе, дополнил содержательную двухчасовую лекцию архитектора и прихожанки храма Татьяны Михайловны Халтуриной.
Как мы узнали из выступления, впервые с изображениями христиан мы сталкиваемся в катакомбах. Чаще всего там встречаются изображения из Ветхого завета, которые имели символическое толкование, а также различные символы, изображающие Христа. И только после Миланского эдикта 313 года, когда христианство вышло из «подполья», начало складываться то направление в искусстве, которое не имело аналогов. Конечно, весь процесс развития иконографии был достаточно длинным.
«Например, на представленном рисунке изображен саркофаг Юния Басса 4-го века. И в первую очередь обращает на себя внимание то, что сцена входа Господня в Иерусалим расположена в нижнем регистре, а над ней сцена, которую мы уже рассматривали – это Христос, который дает закон и ключи Петру и Павлу. Обратите внимание – это очень устойчивая конструкция практически в любом храме. Например, посмотрите на центральный придел нашего храма. В центре – Христос, чуть подальше – Петр и Павел, и внизу, под ними – Царские врата. А вы помните, что означают Царские врата? Это за каждой Литургией символизирует вход Господа в Иерусалим. То есть, здесь мы видим, как было заложено то, чего еще не было в храмах».
В ходе лекции Татьяна Михайловна приоткрыла для слушателей множество неожиданных связей между событиями Ветхого и Нового завета, также была прослежена цепь развития иконографической мысли и богословского и художественного характера данного Евангельского сюжета.
Особенно интересной и запоминающейся явилась часть лекции, в которой было проведено сопоставление иконографии образа Входа Господня в Иерусалим из Кирилло-Белозерского монастыря с образом Пресвятой Троицы Андрея Рублева.
Этот образ, занимающий особое место среди всех икон русских иконописцев, благодаря рассказу лектора стал еще немного ближе для каждого слушателя.
«На образе рублевской Троицы мы видим город, дерево и гору. Обратите внимание, все ангелы расположены как бы по кругу, склоняясь к центру иконы, где расположена чаша. В чаше, по сюжету – голова тельца. А мы с вами помним, что телец – это символ Евангелиста Луки. Он же имеет этот символ в силу того, что подробнее всех евангелистов акцентирует внимание на жертвенном служении Христа.
То есть, это символ жертвы. И на продемонстрированной иконе Входа Господня в Иерусалим мы видим те же символы – город, дерево и гору. И центричность Христа, Его Жертвы».
По окончании выступления настоятель храма протоиерей Игорь Корейша поблагодарил лектора за выступление и обратился с пастырским словом к слушателям: «Я бы хотел поблагодарить Татьяну Халтурину за подробное выступление. Было очень интересно, познавательно. И первое, на что обращаешь внимание, это то, что древние были мудрее нас. Они писали Духом Святым, а сейчас иконописцы пишут красками. И самое большое, что мы можем сделать, это хотя бы не погубить то, что было передано нам Церковью.
Во-вторых, мы должны помнить, что икона – это храм преображенного космоса и ее нужно почитать должным образом. И, самое главное, если мы чего-то не понимаем, то мы должны смиренно молиться и просить у Господа разумения. И, такое бывает, совершенно неожиданно приоткрывается завеса, и становится понятно доселе сокрытое».
Двухчасовая лекция на столь узкоспециализированную тему могла бы показаться утомительной. Но прихожане радостно откликнулись на просьбу поделиться своими впечатлениями и выразили благодарность за подробную лекцию.
Елена: Большое спасибо лектору за очень подробное выступление. Каждое изображение сопровождалось очень подробным рассказом. И это здорово, потому что мы об этом очень мало знаем. Картина и картина, да лик святого на ней изображен, и все. А смысл, оказывается, в иконе сокрыт очень глубокий. Хотелось бы только, чтобы это было не разовым выступлением. Чтобы последовало какое-либо продолжение. Может быть, иконографию изображений Богородицы затронуть. Открывается новый смысл у привычных вещей, на которые мы привыкли смотреть односторонне.
Александр: Лекция очень интересная, и самое главное, что появился интерес дальше изучить, познакомиться с этой темой. Особенно мне показалось интересным сопоставление разных сюжетов и нахождение некого единого смысла. Стал интересен образ Иоанна Предтечи, который был представлен в ходе беседы.
Скажите, может быть, вам хотелось бы еще о чем-либо услышать в стенах нашего храма?
Да, я думаю было бы интересно услышать предметный рассказ о наших Тульских святых с иллюстрациями.
По окончанию беседы мы пообщались с лектором, и Татьяна Михайловна рассказала о том, как шла подготовка данной лекции.
– В прошлом году я читала лекцию в Музее архитектуры. Лекция называлась «Ключ, дверь, портал в семантике входа» и там фигурировали различные сюжеты, связанные со входом и, в частности, Вход в Иерусалим. И тогда у меня возникло ощущение внутренней близости той новгородской иконы и иконы Троицы. Все началось с этого.
То есть получается, что эта лекция была назначена на последние выходные Великого поста промыслительно?
Да, получив приглашение выступить с лекцией по иконографии, я даже не раздумывала о выборе темы. И то, что ее назначили именно на сегодняшнюю дату – ну, видимо такое промыслительное совпадение. Как мы видим, ничего случайного не бывает.
Корнаухова Татьяна.
Фото – Корнаухова Татьяна.