Лекция о духовной музыке и церковном песнопении состоялась в Свято-Никольском храме (на Ржавце).

Необычная лекция, непохожая на предыдущие циклы просветительских бесед для прихожан, была подготовлена сотрудниками – певчими нашего храма.

Церковное пение, как и иконография – особый язык богослужения, и приоткрыть дверь в этот сокровенный мир попытались наши замечательные певчие: регент хора Елена Жигальцова, Михаил Федяйнов, Глеб Черников и докладчица Дарья Валеева.

После воскресного Богослужения желающие узнать об истории развития церковного пения Византии и Руси заняли подготовленные места и с интересом наблюдали за подготовкой аппаратуры. Ведь рассказ о пении не может быть полноценным без примеров. В помощь лектору наши певчие не только воспроизвели образцы песнопений, которые мы так часто слышим за богослужением, но и подготовили видеоматериалы для лучшего усвоения исторической части повествования.

После общей молитвы помощник благочинного иерей Антоний Фадеев обратился к слушателям: «В Церкви традиционно используется такой способ выражения как пение и чтение. В православной традиции не используется музыкальное оформление, так как мы устами своими хвалим Господа. И теперь я передаю слово преподавателю детской школы искусств №6, нашей певчей, докладчице Дарье Валеевой».

Подробный, объемный доклад, подготовленный певчей Галиной Черниковой, Дарья перемежала с аудио- и видеопримерами, а также делала небольшие отступления для рассказа о полученном опыте на семинарах по церковному пению.

Вступление началось с общих описаний и попытки разобраться в понятиях «духовная музыка», «духовные песнопения» и «богослужебное церковное пение». Дарья заметила: «Как и икона отличается от религиозной картины, так и богослужебное пение отличается от музыки, прежде всего тем, что никогда не живет вне жестких уставных требований и не является ничем иным, кроме молитвы. Пение не есть украшение Богослужения, оно и есть само Богослужение».

Отдельный большой рассказ был посвящен традиционному русскому знаменному многоголосому распеву, к сожалению, уступившему место в XVIII – XIX веках модным веяниям европейского искусства. С горечью автор доклада заметила: «Иностранная «мусикия» настолько пленила всех – особенно на юго-западе России ив Петербурге – что в Богослужение вторгся светский концертный жанр, не предусмотренный уставом. Повсюду стали сокращать уставные службы, освобождая место для концерта».

Польско-украинское партесное пение второй половины XVII века сменяло итальянское, позднее итальянский ариозный стиль сменился немецким пением. А самостоятельное и оригинальное развитие самобытного неодноголосного богослужебного пения, процветавшего до середины XVII века, было не только остановлено, но и даже в корне забыто. Так забыто, что уже не находилось тех певцов, которые могли бы правильно петь по безлинейным партитурам или, по крайней мере, правильно их расшифровать.

Как обратила внимание докладчица, продемонстрировав образцы рукописей, ранее в богослужебном пении на Руси использовались не ноты, а «знамена» (знаки), в простонародье – «крюки»: «Они служили лишь подсказкой знающим мелодию. Читать с листа по ним было невозможно, так как 1-2 знака фиксировали целую мелодическую формулу, подобно иероглифу. Плюс, каждое знамя подразумевало, как его исполнить голосом певчески».

Часовая лекция оставила у присутствующих глубокое впечатление, но омраченное небольшим оттенком грусти. В чем же причина того, что мы так не ценим наше, исконно русское, презрительно считая «мужицким», гоняясь за европейскими модными нововведениями, а затем, утеряв безвозвратно, пытаемся исправить, но безуспешно. Из века в век, то бездумно отвергаем прошлое, то также бездумно пытаемся восстановить, ломая настоящее.

Завершилась лекция ответами на вопросы прихожан, которых интересовали пояснения некоторых песнопений за богослужением. Так перевод и пояснения возгласов на греческом языке дал диакон Алексий Мельников.

Прихожане горячо поблагодарили выступающих за подготовленную лекцию и высказали пожелание продолжить подобные выступления, предложив образовать новый цикл бесед.

Александр: «Я иногда прихожу в этот храм, и увидел объявление о проводимой лекции. Так как мне близка эта тема, я пришел послушать. Было интересно, жаль, что подготовленные видеоролики не смогли до конца просмотреть, но я понимаю, конечно, что это сделано, чтобы не удлинять лекцию.

Я бы сам хотел научиться песнопению. Я постоянно читаю псалтирь, хотел бы узнать больше и, может быть, поучаствовать в пении и чтении псалтири в храме. Я также интересуюсь славянской культурой и историей, и особенно народным пением. Ведь до XVIII века у нас не было концертной музыки».

Дмитрий: «Я обычно прихожу в храм побыть немного с Богом. Увидел, что здесь проходит какая-то беседа, и решил послушать. Я особенно не вникал, но главное понял, как все исторически менялось, да и сейчас меняется».

Марина: «Мы узнали очень много всего интересного. Было немного трудновато, но столько всего нового узнали! Главное, сколько всего разнообразного. Ведь как обычно – пришли в наш любимый храм, слышим пение, пытаемся петь вместе с ними. А здесь они для нас распели гласы, привели примеры, сами бы этого мы никогда не смогли понять».

Татьяна Корнаухова.

Фото автора.