В церковном доме Свято-Пречистенского храма состоялись духовные беседы, посвященные истории его создания.
Об истории храма, его жизни до закрытия в годы гонений рассказала сотрудник Свято-Сергиевского храма Наталья Николаевна Новоселова.
Во многих документах указывалось, что приход Свято-Пречистенского храма Тулы известен с 1629 года. Но находился он несколько южнее, на углу современных улиц Луначарского и Герцена, где некогда было кладбище, рядом с которым были обнаружены гончарные горны. Это послужило подтверждением того, что этот квартал назывался «Гончары». А церковь тогда называлась Пречистенская, что в Кузнецкой слободе, или Пречистенская, что в Гончарах. Сначала церковь была деревянная. Деревянный храм в 1730 году заменили каменным, в котором имелся придел во имя трех Вселенских святителей. Строительство финансировал купец Родион Чечулин. Кровля храма была тесовая, главы каменные, обитые зеленой черепицей, кресты позолоченные.
Примерно через полвека прихожане обратились к преосвященному Афанасию с прошением, в котором указывалось, что «Пречистенская церковь двери имеет узкие и низкие, стенами и сводами расселась и кровлями обветшала». Прихожане спрашивали позволения сломать старый храм до основания и построить новый на том же или другом месте. Другое место было выбрано на площади оружейного арсенала. С 1789 по 1808 годы здесь возводится новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами – в честь трех Святителей и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
При строительстве храма была найдена икона «Знамение», которую приняли как знак особого благоволения Пресвятой Богородицы к созидаемому во Имя Ее храму. Горожане называли икону «Тульское Знамение» и почитали этот образ не менее, чем образ Николы Тульского. К сожалению, икона была утрачена, и судьба ее до сих пор неизвестна.
Церковь выполнена в стиле раннего классицизма, признаки которого – стройные четырехколонные портики. Храм построен по проекту тульского архитектора Косьмы Семеновича Сокольникова. Одновременно с храмом была возведена изящная трехъярусная колокольня, на которой имелось шесть колоколов, самый большой – весом 210 пудов. В церкви было много древних богослужебных книг, в том числе Евангелие 1657 года, дарованное царем Алексеем Михайловичем в 1661 году.
Это был холодный храм, который в зимнее время года закрывался. Когда его перестроили, он стал действовать круглогодично.
С 1880 года при церкви Рождества Богородицы действовало приходское училище, а с 1893 года – церковно-приходская школа на 80 учеников. Школа была открыта на средства митрополита Московского Сергия Ляпидевского, отец которого в свое время был протоиереем этой церкви.
В 1897 году у храма была поставлена красивая чугунная ограда на 55 столбах, последнее обновление храма произошло в 1912 году.
В начале ХХ века наступило богоборческое время, церкви стали закрывать. Свято-Пречистенский храм закрыли в 1929 году, разрушили колокольню и разобрали ограду. Здание храма было отдано под коммунальное жилье, затем – под склады. К концу 1980-х годов здание храма было окончательно заброшено и предано запустению.
В 1991 году здание храма поставили на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения и решили вернуть его верующим.
В 1996 году протоиерей Вячеслав Ковалевский вместе с прихожанами начинает первые работы по восстановлению храма.
В завершение встречи к собравшимся обратился настоятель Свято-Пречистенского храма, протоиерей Роман Петренко: «Всё, что мы сегодня узнали, было очень полезным, потому что историю забывать нельзя: ведь необходимо ценить то, что оставили нам наши предки, чтобы мы относились с большим благоговением к тому, что имеем сейчас».
Радостью о встрече поделилась прихожанка Свято-Пречистенского храма Татьяна Зинченко: «Я только начала ходить на духовные беседы. Мне это очень необходимо для духовного развития. Кроме того, здесь мы ближе знакомимся друг с другом». Прихожанин Олег Медведев подчеркнул: «Духовные беседы обязательно нужны, потому что они дают лишний повод задуматься о многом. В ходе богослужения нет такого свободного общения и обмена мнениями среди прихожан между собой и с батюшкой. Вопросы, которые поднимаются в ходе духовных бесед, часто возникают в большом количестве во время наших встреч, и мы получаем ответы на них. Рассказы батюшки наталкивают нас на размышления. Так рождается единение между прихожанами, что является обязательным дополнением к общему соборному служению на литургии. Без этого приход не может быть приходом».
Елена Детинина, фото автора