Пятница. Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобе́нского. Аллилуия.
Прп. Анто́ния Си́йского.
По Уставу, совершается аллилуйная служба (свт. Амвро́сия Медиола́нского) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба свт. Амвро́сия Медиола́нского не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Ни́ла Столобе́нского в соединении со службой Октоиха (В).
Порядок чтений, согласно календарю:
1 Тим., 289 зач., VI, 17–21. Лк., 107 зач., XXI, 28–33 – за четверг и за пятницу: 2 Тим., 290 зач., I, 1–2, 8–18. Лк., 108 зач., XXI, 37 – XXII, 8.Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15. Лк., 24 зач., VI, 17–23139.
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «У Креста́ предстоя́щи…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Заколе́ние Твое́…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и святителя на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке святителя, глас 8-й: «Изря́дно сло́во…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 49 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни – кондак святителя, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «А́гнца, А́гница…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́…».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь святителя; кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – четверга и дня.
Б. Порядок аллилуйной службы (свт. Амвро́сия Медиола́нского) см. 11 июня; особенности ее см. 15 июня.
На вечерне кафизмы нет.
На утрене кафизмы 19-я и 20-я.
Апостол и Евангелие на изобразительных – четверга и дня.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Преподо́бне о́тче Ни́ле…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче Ни́ле…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На часах – тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобного.
Апостол и Евангелие – четверга, дня (под зачало) и преподобного.