Неделя 31-я по Пятидесятнице. Святое Богоявле́ние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Воскресная служба Октоиха отменяется.
Примечание. «Ве́домо же бу́ди: А́ще случи́тся Рождество́ Христо́во или́ Богоявле́ние в Неде́лю, воскре́сно ничто́же пое́м» (Типикон, 24 декабря, 4-е «зри»).
Календарные заметки:
По заамвонной молитве – великое освящение воды.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Мк., 2 зач., I, 9–11. Лит. – Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17.На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11.
Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 10-м но́щи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января)66. Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампа́ны.
Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…»67 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.
На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.
По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иорда́не креща́ющуся Тебе, Господи…».
По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Яви́лся еси днесь вселе́нней…».
По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.
На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, испо́лнити хотя́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется…».
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Е́же от Де́вы Со́лнце…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника.
Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Мо́ре ви́де и побеже́, Иорда́н возврати́ся вспять»; стих: «Что ти есть, мо́ре, яко побе́гло еси, и тебе́, Иорда́не, яко возврати́лся еси вспять?». Евангелие – праздника. («Воскресение Христово видевше…» не поется.) По 50-м псалме68: «Слава» – праздника, глас 2-й: «Вся́ческая днесь…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Сло́во яви́ся…».
Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Глубины́ откры́л есть дно…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Ше́ствует морску́ю…», по дважды, тропари на 6).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни).
По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 5-й (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем69, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.)
1-й лик поет припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу»70, и ирмос 1-го канона: «Недоуме́ет всяк язы́к…».
2-й лик – то же.
1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Предтечи…», тропарь: «Давиде, прииди́ Духом…».
2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, во Иордане…», тропарь: «Давиде, прииди́ Духом…».
1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Оте́ческаго гла́са…», тропарь: «Иса́ия, – измы́йтеся, очи́ститеся!..».
2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, Еди́наго от Тро́ицы…», тропарь: «Иса́ия, – измы́йтеся, очи́ститеся!..».
1-й лик припев: «Проро́че, прииди́ ко Мне…», тропарь: «Соблюда́емся благода́тию…».
2-й лик припев: «Проро́че, оста́ви ны́не…», тропарь: «Соблюда́емся благода́тию…».
1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Влады́ка преклоня́ет вы́ю…», и ирмос 2-го канона: «О, па́че ума́…».
2-й лик – то же.
1-й лик припев: «Днесь Иоанн креща́ет…», тропарь: «Уве́дехом Моисе́ю…».
2-й лик – тот же припев и тропарь.
1-й лик припев: «Днесь Владыка вода́ми погреба́ет…», тропарь: «Уве́дехом Моисе́ю…».
2-й лик припев: «Днесь Владыка свы́ше свиде́тельствуется…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».
1-й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прии́де освяти́ти…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».
2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение прие́млет…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».
Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Недоуме́ет всяк язык…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоня́ет вы́ю…», и ирмос 2-го канона: «О, па́че ума…».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Господь Бог наш» не возглашается.) Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Вода́ми Иорда́нскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
Отпуст краткий праздничный: «И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец».
Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди спасе́ния…».
На часах – тропарь и кондак праздника.
Литургия свт. Василия Великого.
Примечание. «В се́й де́нь Литурги́я быва́ет пора́ну, труда́ ра́ди бде́ннаго» (Типикон, 6 января).
На Литургии праздничные антифоны.
Входное (вхо́дный стих): «Благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне, благослови́хом вы из до́му Госпо́дня: Бог Госпо́дь и яви́ся нам».
Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти», как и перед пением «Прииди́те, поклони́мся…» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»; «В четверток 6-я седмицы… Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»)71.
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.
Задостойник – припев: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоуме́ет всяк язык…» (так до отдания).
По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в на́вечерие).
Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень…», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспои́м, ве́рнии…», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Бу́ди имя Господне…» (трижды), псалом 33-й и отпуст.
Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени).
По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.
Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапе́зе быва́ет утеше́ние бра́тии ве́лие. Яди́м ры́бу, и сыр, и я́ица, и пие́м вино́; мирсти́и же мя́со, а́ще бу́дет и в сре́ду, или́ пято́к» (Типикон, 6 января).
С 7 по 13 января – попразднство Богоявления.
14 января – отдание праздника Богоявления.
66 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.
67 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри».
68 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»). «А́ще случи́тся Рождество́ Христо́во в Неде́лю, не пое́тся воскре́сно ничто́же, но все пра́зднику… Ни Ева́нгелие воскре́сно не чте́тся, ни Воскресе́ние Христо́во не глаго́лем, то́чию целу́ем Ева́нгелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресе́ние Христо́во не глаго́лем, целова́ние Ева́нгелию, по обы́чаю его́» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.
69 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).
70 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.
71 Входный стих заменяет собой обычное входное песнопение Литургии: «Прииди́те, поклони́мся…», а не возглас: «Премудрость, про́сти». При архиерейском богослужении после возглашения входного стиха поется «Прииди́те, поклони́мся…» (с окончанием, соответствующим припеву 2-го праздничного антифона на Литургии).