Четверг. Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоа́нна. Свт. Ники́ты, еп. Новгородского.
Служба свв. бессребреников Кира и Иоанна шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы свт. Никиты Новгородского в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения славословной службы свт. Никиты Новгородского в соединении с шестеричной службой свв. бессребреников Кира и Иоанна и службой Октоиха (В).
Порядок чтений, согласно календарю:
1 Ин., 69 зач., I, 8 – II, 6. Мк., 62 зач., XIII, 31 – XIV, 2.Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–1614.Бессребреников: 1 Кор., 153 зач., XII, 27 – XIII, 8. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1, 5–815.
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры бессребреников, глас 1-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Дво́ица му́чеников…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Де́во Свя́тая…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – бессребреников, глас 2-й: «Прииди́те, ве́рных сосло́вие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодови́та ма́слина…».
По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 5-й207. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Стра́нное Де́вы та́инство…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь бессребреников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Стра́нное Де́вы та́инство…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и бессребреников на 6.
Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален бессребреников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – бессребреников, глас 4-й: «Достохва́льными пе́сньми…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя сте́ну стяжа́хом…».
По Трисвятом – тропарь бессребреников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ма́ти Бо́жия Пресвята́я…».
На часах – тропарь и кондак бессребреников.
На Литургии блаженны Октоиха – 4 и бессребреников, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь бессребреников; кондак дня, ин кондак дня, кондак бессребреников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак бессребреников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и бессребреников.
Апостол и Евангелие – дня и бессребреников.
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Свяще́нная и сла́вная Це́рковь…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Небе́сный…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «О́ко се́рдца моего́…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется208. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны святителя (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет209, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6.
Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».
По 3-й песни – седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Блага́го Бо́га…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твоих…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
В. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 6-й – 3, и бессребреников, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Свяще́нная и сла́вная Це́рковь…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – бессребреников, глас 2-й: «Прииди́те, ве́рных сосло́вие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодови́та ма́слина…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь бессребреников, глас 5-й210, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь бессребреников, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется211. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны святителя (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет212, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), святителя на 6 и бессребреников на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».
По 3-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 3-й; седален бессребреников, глас 4-й. «Слава» – седален святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Всех Творца́…».
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен Минеи: «От Бо́га ми́рови…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й и глас 8-й – 4 (со славником). «Слава» – бессребреников, глас 4-й: «Достохва́льными пе́сньми…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя сте́ну стяжа́хом…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь бессребреников, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь бессребреников. Кондаки бессребреников и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и бессребреников, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь бессребреников; кондак святителя. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь бессребреников; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и бессребреников.
Апостол и Евангелие – дня, святителя (под зачало) и бессребреников.
207 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 327 об.) указывают тропарь бессребреников, глас 5-й: «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…».
208 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
209 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).
210 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 327 об.) указывают тропарь бессребреников, глас 5-й: «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…».
211 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
212 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).