Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
Свт. Меле́тия, архиеп. Антиохи́йского. Свт. Меле́тия, архиеп. Ха́рьковского.
Приводим порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой72 в честь Иверской иконы Божией Матери (А), порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой в честь свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б), а также схему соединения73 службы Триоди со службой в честь Иверской иконы Божией Матери и службой свт. Алексия (В).
При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями 3-й Марковой главы Типикона под 24 февраля (ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»)74.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Богородицы: Лк., 4 зач., I, 39–49, 56,или свт.: Ин., 36 зач., X, 9–1619. Лит. – Иуд., 77 зач., I, 1–10. Лк., 109 зач., XXII, 39–42, 45 – XXIII, 1.Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–2320.
А. На вседневной75 вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы – 676. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й.
Вход с кадилом77. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. (Ектения сугубая: «Рцем вси…» не произносится.) «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Прииди́те, вси мона́си и мирсти́и…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»78, и отпуст.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я.
По 1-м стихословии малой ектении нет79. Седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Седальны Богородицы (по 1-м и по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы: «Чу́до пресла́вное…» (см. по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда́ явле́ние…».
Каноны:
1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды)80.
2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко ту́ча на тро́скот…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемли́те, лю́дие…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
8-я и 9-я песни: Богородицы на 6 (со ирмосом)81 и трипеснцы Триоди на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия: по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди.
По 3-й песни – седален Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос Богородицы.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы82.
На хвалитех стихиры Богородицы – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы.
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие83. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Егда́ явле́ние…» (см. по 50-м псалме)84.
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Богородицы, глас 1-й (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»85. 1-й час и отпуст.
На часах – тропарь и кондак Богородицы.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святых Дивен сый…»86.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.
В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы).
В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы87.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.
Б. На вседневной88 вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й и глас 2-й – 689. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телей удобре́ние…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход с кадилом90. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. (Ектения сугубая: «Рцем вси…» не произносится.) «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…»91.
По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»92, и отпуст.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Кафизмы 7-я и 8-я.
По 1-м стихословии малой ектении нет93. Седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Седален святителя по 1-м стихословии, глас 8-й: «Наста́ светоно́сный день…». «Слава» – седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «Прииди́те, торжеству́ем све́тло…», «И ныне» – Богородичен седальна по 2-м стихословии, глас тот же: «Стена́ необори́мая…»94.
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Алекси́я…». Стихира святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть…».
Каноны:
1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)95 и святителя (два канона) на 8.
2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко ту́ча на тро́скот…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемли́те, лю́дие…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
8-я и 9-я песни: святителя (два канона) на 6 (со ирмосом 1-го канона святителя)96 и трипеснцы Триоди на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия: по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди.
По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы97.
На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие98. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть…» (см. по 50-м псалме)99, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Вели́ких дарова́ний…».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»100. 1-й час и отпуст.
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4101.
На входе – «…во святых Дивен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя102.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
В. На вседневной103 вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6104: Богородицы – 3 и святителя – 3. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.
Вход с кадилом105. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 2 и святителя – 1. (Ектения сугубая: «Рцем вси…» не произносится.) «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.
По Трисвятом – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»106, и отпуст.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (дважды). «Слава» – тропарь святителя, «И ныне» – тропарь Богородицы.
Кафизмы 7-я и 8-я.
По 1-м стихословии малой ектении нет107. Седален Триоди, глас 8-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Седальны святителя (оба, помещенные в службе по 1-м и 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы.
Полиелей. Величания два – Богородицы и святителя. По полиелее седален Богородицы. «Слава» – седален святителя, «И ныне» – седален Богородицы. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира по 50-м псалме – Богородицы.
Каноны:
1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы (иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)108 и святителя на 6.
2-я песнь: в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 3-й: «Яко ту́ча на тро́скот…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Внемли́те, лю́дие…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
8-я и 9-я песни: Богородицы и святителя на 6 (со ирмосом канона Богородицы)109 и трипеснцы Триоди на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия: по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди.
По 3-й песни – кондак, икос и седален святителя. «Слава, и ныне» – седален Богородицы.
По 6-й песни – кондак и икос Богородицы.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы110.
На хвалитех стихиры на 6: Богородицы – 3 и святителя – 3. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие111. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть…» (см. по 50-м псалме)112, «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Егда́ явле́ние…» (см. по 50-м псалме)113.
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»114. 1-й час и отпуст.
На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и Богородицы читаются попеременно.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святых Дивен сый…»115.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы.
В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы), тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).
В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы и святителя.
Апостол и Евангелие – дня, Богородицы (под зачало) и святителя.
72 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «И́на служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе́ Афо́нстей И́верском монастыре преславно обретается».
73 Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение, однако богослужебная практика допускает совершение такого типа богослужения (ср.: 25 января, вариант Б).
74 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443.
75 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
76 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».
77 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава.
78 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах).
79 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
80 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
81 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы должен петься дважды.
82 «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).
83 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
84 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля.
85 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», и читается 1-й час.
86 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года… М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).
87 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467–468.
88 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
89 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».
90 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава.
91 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
92 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах).
93 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
94 Там же.
95 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
96 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос 1-го канона святителя должен петься дважды.
97 «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).
98 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
99 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля.
100 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», и читается 1-й час.
101 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».
102 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467–468.
103 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
104 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».
105 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава.
106 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах).
107 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.
108 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
109 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы должен петься дважды.
110 «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).
111 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.
112 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля.
113 Там же.
114 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», и читается 1-й час.
115 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года… М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).