Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прмц. Евдоки́и. Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная» (с 2 марта).
Прп. Марти́рия Зелене́цкого (службу зри 11 ноября).
Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прмц. Евдоки́и) (А).
На этот день с воскресенья, 2 марта, может быть перенесена полиелейная служба1 в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (ср. Типикон, 24 февраля, 14-я Маркова глава; при этом заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется). При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 2-ю, или́ 3-ю посто́в» (Б).
Календарные заметки:
На субботу, 1 марта, может быть перенесена с воскресенья, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (при этом заупокойная служба в данную субботу отменяется).
Порядок чтений, согласно календарю:
Евр., 309 зач., III, 12–16. Мк., 6 зач., I, 35–4425.За упокой: 1 Сол., 270 зач., IV, 13–17. Ин., 16 зач., V, 24–30.
А. Повечерие великое (без поклонов):
По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Святая…».
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – поется служба сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского (с 2 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 5-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным.
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…» (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня начинается обычным порядком (см. 23 февраля).
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»2, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Го́споди»; 2-й – «Па́мять их в род и род»; 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся». Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».
Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 5-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…», «Го́споди, ча́ше Страсте́й Твои́х…», стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев» – «Святы́х му́ченик исправле́нием…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…» – «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…» (см. по 1-м стихословии).
По седальнах сразу3 (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму)4, разделяя на две части (статии́), с припевом к 1-й: «Благослове́н еси, Господи, научи́ мя оправда́нием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…» и «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х…»5.
Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом6; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды7.
Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ мо́лимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».
Вторая статия́ 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спа́се, спаси́ мя»8. В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива́ бу́дет душа́ моя…» и «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее…».
Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик…», с припевом «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твоим»9. Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ве́дении и не в ве́дении, Человеколюбче»10, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (прмц. Евдоки́и) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (прмц. Евдоки́и) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 1011.
В храме святого – канон Минеи (прмц. Евдоки́и) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (прмц. Евдоки́и) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.
Библейские песни Ирмология по великопостному разделу.
Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами).
Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца.
По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й; седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», и икос, глас тот же.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа.
Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»12.
В Постной Триоди (см. в субботу 2-ю поста) приводится следующий устав пения светильнов: «Не́бо звезда́ми украси́вый…». «Слава» – «Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен: «Сла́дость а́нгелов…». Однако такое указание не соответствует Типикону (см. гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени») и Октоиху (см. Приложение – «Светильны дневнии во всю седмицу»).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 5-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Ты, созда́вый мя, Го́споди…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «О́ле окая́нная душе́!..».
«Тебе слава подобает…» не произносится, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Октоиха («покойны гласа»13; со своими, заупокойными, стихами), глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Зако́ном грехо́вным…».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».
После сугубой ектении «Помилуй нас, Боже…» – иерей: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь». «Утверди́, Боже…», и сразу 1-й час.
На часах – тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упоко́й…».
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа – 6.
По входе – тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».
Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы и заупокойные.
Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Б. Повечерие великое (без поклонов):
По 1-м Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды).
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – поется служба прмц. Евдоки́и (с 1 марта), служба сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского (с 2 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 5-й (с утрени субботы, без ирмосов)14. Начиная с 6-й песни заупокойный канон Октоиха опускается15, и поются каноны прмц. Евдоки́и (с 1 марта), сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского (с 2 марта), и четверопеснцы субботы 2-й седмицы Великого поста (см. на утрене в Триоди). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным.
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я16. Малые ектении. Седальны Богородицы (иконы).
Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избра́нный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Богородицы (иконы). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы (иконы), глас 6-й.
Канон Богородицы (иконы) со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».
Катавасия: «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален.
По 6-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы (если есть), или тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Богородицы (иконы), глас 5-й – 4. «Слава, и ныне» – Богородицы (иконы).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак Богородицы (иконы).
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны Богородицы (иконы), песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы (иконы). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).
В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы).
В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы)17.
Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы (но не заупокойные) и Богородицы (иконы).
1 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».
2 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).
3 Устав предписывает после седальнов «чте́ние в Шестодне́ве Златоу́стове» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»), которое в современной практике, как правило, опускается.
4 «Та́же Блаже́ни непоро́чнии пое́м на глас 5-й, с припе́вы: Благослове́н еси, Го́споди… Разделя́ем на две статии́. Иере́й же кади́т посреди́ кафи́змы, и твори́т ектению́ о усо́пших» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).
5 О священнодействиях иерея и диакона см. в субботу мясопустную (9 февраля). Каждение – так же, как в субботу мясопустную.
6 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.
7 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.
8 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).
9 Во время тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.
10 Пение окончания седальна на «Славу» указывается в Триоди Постной; Типикон в последовании субботы 2-й седмицы Великого поста умалчивает об этом: «Та́же седа́лен, глас 5-й: Поко́й, Спа́се наш… Сла́ва, и ны́не: От Де́вы возсия́вый…» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).
11 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).
12 В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало, поэтому светильны 6-го гласа в субботу исполняются следующим образом: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный» [или: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный», – ср.: Триодь Постная]; «Слава, и ныне» – Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный».
13 «На стихо́вне ме́ртвены стихи́ры господи́на Феофа́на, прилучи́вшагося гла́са. Слава, и ныне – Богоро́дичен» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).
14 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 9 февраля (примечание на повечерии).
15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640.
16 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 566.