Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й. Святых сорока́ мучеников, в Севасти́йском е́зере мучившихся.
Сщмч. Се́ргия Лебедева пресвитера29.
Служба совершается, согласно указанию 2-й Марковой главы Типикона под 9 марта, по 15-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Иоа́нна Предте́чи в Неде́лю 3-ю посто́в, Крестопокло́нную»30.
После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября).
Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…», или кондак, глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «я́коже предписа́ся септе́мврия в 13-й день, ве́чера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак31. Авторитетные богослужебные руководства32 также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…». Однако в некоторых литургических справочниках33 указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».
Календарные заметки:
На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 – IX, 1.Мчч.: Евр., 331 зач., XII, 1–10. Мф., 80 зач., XX, 1–16.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 4, и мучеников, глас 2-й – 3. «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе́ Бо́же наш…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».
Вход. Прокимен дня. Паримии мучеников – 3.
На литии стихира храма и стихиры мучеников, глас 5-й (см. на хвалитех утрени). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстоте́рпцы Христо́вы…» (см. славник на хвалитех), «И ныне» – Триоди (Креста), глас тот же: «Зря́щи Тя тварь вся…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопе́ниих восхва́лим…», «И ныне» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…», «И ныне» – тропарь Триоди (Креста), глас тот же: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные34.
Полиелей35. Величание мучеников и избранный псалом36. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален мучеников, глас 4-й: «Честну́ю твердь…», ин седален мучеников, глас тот же: «Му́жественнейшим по́мыслом…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святы́х му́ченик удобре́ние…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе́ пре́жде Суда́ ны́не пла́чу…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е (по традиции, читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…». (По обычаю, помазание елеем совершается после выноса Креста.)
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), мучеников37 на 4 и Триоди (Креста) на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Триоди: «Боже́ственнейший прообрази́…».
По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (Креста), глас 6-й (по выбору)38.
По 6-й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…». Икос, глас тот же: «Три кресты́ водрузи́…».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен мучеников (по выбору)39, «И ныне» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христо́в Честны́й…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 4, и Триоди (Креста), глас 4-й – 4 (со своими стихами и с повторением первой стихиры40), затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой…», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокому́драго ра́зума…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Отверзаются царские врата.
Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (см. в Триоди Постной и Типиконе): 1-й – «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, / и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то е́сть» [или: «Помяни́ сонм Твой, / его́же стяжа́л еси испе́рва» (см.: 15-я Маркова глава Типикона под 24 февраля)]; 2-й – «Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, / соде́ла спасе́ние посреде́ земли́», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».
Великое славословие поется «тихогласно». (Воскресный тропарь по славословии не поется.) До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв41). После возгласа «Слава Тебе, показа́вшему нам свет», приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза о́крест. Затем на блюде, покрытом возду́хом, поднимает Крест на свою главу42; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат43. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, про́сти»44. Клир поет тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко…». Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста45. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Обычные ектении (сугубая: «Помилуй нас, Боже…»; просительная: «Исполним утреннюю молитву…», молитва главопреклонения) и отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…» (с упоминанием 40 мучеников, в Севасти́йском е́зере му́чившихся)46.
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 7-я.
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (Креста). Кондак воскресный.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак мучеников47.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (Креста). Кондак Триоди (Креста)48.
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак воскресный.
Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.
Блаженны гласа – 4, Триоди (Креста), песнь 3-я – 4, и мучеников, песнь 6-я – 4.
На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста), тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Триоди (Креста).
Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков на Литургии приводится в соответствии с указаниями 15-й Марковой главы Типикона под 24 февраля (ср.: Минея, 9 марта, 8-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 479–480), в храме Богородицы и святого может петься тропарь и кондак храма.
Вместо Трисвятого – «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко…».
Прокимен – Недели Крестопоклонной, глас 6-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…»; и мучеников, глас 5-й: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны…».
Аллилуиарий – Недели Крестопоклонной49: «Помяни́ сонм Твой…»; и мучеников, глас 4-й: «Воскли́кните Го́сподеви вся земля́…».
Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной и мучеников.
Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».
Причастен – Недели Крестопоклонной: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди»; и мучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде…».
Примечание. «На трапе́зе же учрежда́емся, я́коже указа́ся в 1-ю Неде́лю Правосла́вия» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля тре́тия святы́х посто́в…»).
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – четвероножец со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по сконча́нии целова́ния Честна́го Креста́, поставля́ется анало́гий с Честны́м Кресто́м о десну́ю страну́ ца́рских двере́й, и та́мо стои́т, до́ндеже пра́здник отда́стся” (Типикон, 14 сентября).
В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».
Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».
Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 10 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.
29 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года были утверждены тексты тропаря и кондака священномученику Се́ргию Лебедеву. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5331699.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/447).
30 Ср.: Минея, 9 марта, 8-я Маркова глава: «А́ще ли случи́тся 40 му́чеников в Неде́лю 3-ю посто́в, Крестопокло́нную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 475–480.
31 См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207 об.; Устав. М., 1641. Л. 973; Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 70.
32 Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… М., 1901. С. 140; Богослужебные указания [на 1949–1957 год] для священно-церковнослужителей. М., 1948–1956.
33 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 539.
34 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».
35 Традиция совершения в Неделю Крестопоклонную полиелея в алтаре может не применяться в текущем году, поскольку полиелей совершается в честь праздника 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
36 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
37 «А́ще ли прилучи́тся 40 му́ченик в Неде́лю 3-ю поста́, Крестопокло́нную. И пое́тся им слу́жба, я́коже ука́зано Обре́тению честны́я главы́ в Неде́лю 3-ю поста́. То́чию други́й кано́н му́чеником пое́м на моле́бне» (Устав. М., 1641. Л. 534 об.).
38 В старопечатной традиции на «И ныне» указывается седален Триоди (Креста), глас 6-й: «Днесь проро́ческое…» (см.: Устав. М., 1641. Л. 521).
39 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: ексапостиларий воскресный 7-й, светилен мучеников: «Десяти́цу четверочи́сленную…». «Слава» – ин светилен мучеников: «Лик четверодесяточи́сленный му́чеников…», «И ныне» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христо́в Честны́й…».
40 Первая стихира Триоди (Креста) повторяется после стихиры «Це́ркве утвержде́ние…» и поется в качестве четвертой стихиры (со стихом: «Бог же, Царь наш…»).
41 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит.
42 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже…» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.
43 В некоторых храмах есть обычай обносить Крест по периметру храма с пением погребального «Святый Боже…», но лучше в этом вопросе следовать Типикону.
44 Обычно во время возглашения «Премудрость, прости» служа́щий священник начертывает Крестом крестное зна́мение в царских вратах.
45 Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освященным елеем.
46 По мнению проф. Н. Д. Успенского, «не следует призывать поименно святых,… память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся… чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).
47 См.: Минея, 9 марта, 8-я Маркова глава: «А́ще ли случи́тся 40 му́чеников в Неде́лю 3-ю посто́в, Крестопокло́нную».
48 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 478–479.
49 Триодь Постная предписывает петь аллилуиарий Недели Крестопоклонной на 1-й глас (ср. с праздником Крестовоздвижения). Согласно Типикону и Апостолу, этот аллилуиарий должен петься на 8-й глас.