Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной.
Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери. Се́бежской иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние».
Литургия Преждеосвященных Даров.
Совершается служба Триоди (Креста).
Календарные заметки:
В конце изобразительных совершается поклонение Кресту.
Порядок чтений, согласно календарю:
На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23.На веч.: Быт. XII, 1–7. Притч. XIV, 15–26.
На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Венеди́кта (с этого дня).
Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Венеди́кта (см. в Минее 14 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 13 марта).
На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 12 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии.
На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет.
На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».
В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту.
Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И быва́ет крестопоклоне́ние по отпе́тии часо́в по после́днем Трисвято́м» (чин поклонения Кресту см. 10 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных54 (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82).
После поклонения иерей берет Честно́й Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.
Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 20 февраля.
На вечерне – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 7-й: «Страсте́м порабо́тив…» (дважды), мученичны Октоиха, глас тот же – 4 (1-й: «Му́ченицы тьму безбо́жия прогна́ша…», 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…»), и стихиры Минеи, глас 8-й – 4 (с 15 марта, мч. Ага́пия и иже с ним; первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас 7-й: «По о́бразу Твоему́…», или: «Упоко́й, Спа́се наш…» (см. в стихирах на стиховне в пяток вечера; по выбору), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ма́ти у́бо…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасы́й Изра́иля, вонми́…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Ра́дуйтеся Бо́гу…», со стихом). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
54 «И по отпу́сте часо́в быва́ет поклоне́ние Честно́му Кресту́, пою́щим нам стихи́ры самогла́сны, я́коже пре́жде изъяви́ся: и взима́ется иере́ем Честны́й Крест, и отно́сится во святы́й олта́рь» (Типикон, 49-я глава, «В пято́к же тоя́ [4-я] седми́цы»).