Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар.
Прор. Иса́ии. Мч. Христофо́ра. Прп. Ши́о Мгви́мского.
Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой Триоди.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Деян., 36 зач., XV, 5–34. Ин., 37 зач., X, 17–28.Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телей удобре́ние…», «И ныне» праздника Триоди, глас тот же: «При студенце́ Иа́ковли…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе ве́рный…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда́ яви́лся еси…» (см. на стиховне утрени).
На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами)39. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален40.
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Удиви́л еси, Влады́ко…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Нечи́стых помышле́ний…»41.
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 1-й: «Освя́щ себе́ житие́м…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Безневе́стная Чи́стая…»42. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу́). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…».
Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «Вели́ка чудеса́ твоя́…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 443. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).
Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)44, и святителя, глас 1-й и глас 2-й – 3. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе: при всенощном бдении – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни); при полиелее – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и святителя: «В па́мять ве́чную…».
39 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
40 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
41 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
42 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
43 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
44 См. предыдущую сноску.