Понедельник 6-й седмицы по Пасхе. Свтт. Епифа́ния, еп. Ки́прского, и Ге́рмана, патриарха Константинопо́льского. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля).

Прп. Дионисия Ра́донежского.

Прп. Анто́ния Ра́донежского.

Служба свтт. Епифа́ния, еп. Ки́прского, и Ге́рмана, патриарха Константинопо́льского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля), в соединении со службой Триоди (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–936. Лит. – Деян., 39 зач., XVII, 1–15. Ин., 40 зач., XI, 47–57.
Свтт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.   Мф., 11 зач., V, 14–19,
или сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21.   Ин., 36 зач., X, 9–16.

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Епифания, глас 5-й – 3, и свт. Германа, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди (о слепом), глас 2-й: «Слепы́й роди́выйся…».

Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 5-й (с «Господи, воззвах»)60. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Мимоходя́ Иису́с от святи́лища…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Зе́млю, на ню́же не возсия́…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), свт. Епифания на 4 и свт. Германа 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом)61; седален свт. Епифания, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Германа, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Влады́ка и Творе́ц…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителей, глас 4-й62.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей. «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору; см. в Неделю о слепом)63.

Примечание. Светильны по 9-й песни канона допустимо петь следующим образом: светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом), «Слава» – светилен святителей, «И ныне» – ин светилен праздника Триоди: «Мимоиды́й Спас наш…» (см. в Неделю о слепом).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все житие́ слепы́й нощь помышля́я…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Го́споди, мимоходя́ путе́м…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителей. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителей; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителей.

Апостол и Евангелие – дня и святителей.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и святителей: «В па́мять ве́чную…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и святителя, глас 3-й – 5. «Слава» – святителя, глас тот же: «Моли́твами святи́теля Ермоге́на…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Слепы́й роди́выйся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)64. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Мимоходя́ Иису́с от святи́лища…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Строи́теля земли́…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Све́тлую твою́ па́мять…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Пре́жде Креста́ Твоего́, Ще́дре…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)65.

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Яви́лся еси…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Притеце́м, ве́рнии…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Пре́жде Креста́ Твоего́, Ще́дре…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом: «Услы́шите сия́ вси язы́цы…»66. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко ко́рмчаго…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко А́нгела…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Пре́жде Креста́ Твоего́, Ще́дре…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Ублажи́м Честне́йшую…»67. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу́). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 4-й: «Предста́тель тепле́йший…».

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Зе́млю, на ню́же не возсия́…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Влады́ка и Творе́ц…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «Во све́те Правосла́вия…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени)68, и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Прииди́те, ублажи́м па́стыря до́браго…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все житие́ слепы́й нощь помышля́я…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 1-я – 4, и святителя, песнь 3-я (или 6-я)69 – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и святителя: «В па́мять ве́чную…».

60 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

61 См.: Типикон, 12 мая.

62 Там же.

63 Там же.

64 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

65 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

66 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

67 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

68 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

69 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.