Суббота. Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста.

Прп. Паи́сия Величко́вского. Прп. Гу́рия Ша́лочского.

Служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

Примечание. В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 2 июня). Однако в текущем году в первый день Рождественского поста постовое богослужение с «Аллилуия» не совершается (из-за совпадения этого дня с субботой). Служба с «Аллилуиа» в 2020 году в период Рождественского поста полагается 19 и 26 ноября, 1, 2, 3, 8, 11, 1543, 16, 18 и 19 декабря.

Календарные заметки:

Начало Рождественского поста.

Порядок чтений, согласно календарю:

Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17.   Лк., 64 зач., XII, 8–12.
Ряд.: Гал., 199 зач., I, 3–10.   Лк., 46 зач., IX, 37–43.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Еде́с весели́тся…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы вси…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Спаси́ от бед…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 16-я и 17-я44. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Посреде́ суди́ща…», 3-й: «Еди́но ды́шуще…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли́, Де́во…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «От Де́вы возсия́вый…».

На часах – тропарь и кондак мучеников.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и дня45.

Апостол и Евангелие – мучеников и дня.

43 Согласно указаниям Минеи, в этот день возможно совершение аллилуйной службы.

44 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

45 Аллилуиарии и причастны мучеников и дня совпадают.