Пятница. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы.
Сщмч. Евфи́мия, еп. Сарди́йского.
Иконы Божией Матери «Трех ра́достей».
Совершается славословная служба Собора Пресвятой Богородицы.
Порядок чтений, согласно календарю: Богородицы: Евр., 306 зач., II, 11–18. Мф., 4 зач., II, 13–23.
На великой83 вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Сла́ва в Вы́шних Бо́гу…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря).
Вход с кадилом84. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий…» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника, глас 8-й (со своими припевами; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «В Вифлее́м стеко́шася…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря).
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…» (единожды). «Премудрость» и прочее по обычаю85. Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «И́же в верте́пе роди́выйся…».
Примечание. Об особенностях повечерия и полунощницы см. в Типиконе 26 декабря, а также в Минее 26 декабря, 2-е «зри».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Псалом 50-й.
Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Христос раждается…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Спасе́ люди…», по дважды, тропари на 6).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни).
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; ипакои праздника, глас 8-й: «Нача́ток язы́ков…» (единожды; см. в Минее 25 декабря).
По 6-й песни – кондак («И́же пре́жде денни́цы…») и икос Богородицы, глас 6-й (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря).
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но к канонам праздника Рождества Христова поем припевы праздника (см. на утрене в сам день праздника). 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу»86. (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Посети́л ны есть свы́ше…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Днесь неви́димое Естество́…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…» (единожды).
Отпуст праздничный: «И́же в верте́пе роди́выйся…».
На часах – тропарь праздника: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…». Кондак только Богородицы: «И́же пре́жде денни́цы…».
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны от канонов праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
На входе: «…Спаси ны, Сыне Божий, рожде́йся от Девы, поющия Ти: аллилуиа» (и до отдания праздника, кроме воскресенья).
По входе – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш…». «Слава, и ныне» – кондак Богородицы, глас 6-й: «И́же пре́жде денни́цы…».
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Собора Богородицы.
Апостол и Евангелие – Собора Богородицы (Евр., 306 зач.; Мф., 4 зач.).
Задостойник праздника.
Причастен – праздника: «Избавле́ние посла́ Господь лю́дем Свои́м».
Отпуст праздничный: «И́же в верте́пе роди́выйся…».
83 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
84 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием.
85 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит великий отпуст.
86 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.