Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Глас 6-й. Попразднство Рождества Христова. Правв. Ио́сифа Обру́чника, Дави́да царя и Иа́кова, брата Господня.
Мучеников 20 000, в Никомиди́и сожже́нных.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службами попразднства Рождества Христова и святых Богоотцов (см. в Минее 26 декабря)92 по Марковой главе Типикона под 26 декабря: «В Неде́лю по Рождестве́ Христо́ве па́мять соверша́ем святы́х и пра́ведных Ио́сифа Обру́чника, Дави́да царя́, и Иа́кова бра́та Бо́жия».
Примечание. Рядовая служба Минеи (28 декабря) может петься «в пято́к на повече́рии» (см. 27 декабря)93.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – Недели по Рождестве Христовом: Гал., 200 зач., I, 11–19. Мф., 4 зач., II, 13–23.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 2-й – 4 (см. в службе праздника 25 декабря), и святых, глас 1-й – 3. «Слава» – святых, глас 6-й: «Па́мять соверша́ем…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе праздника 25 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Волсви́, перси́дстии ца́рие…» (см. в службе праздника 25 декабря).
На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – святых, глас тот же: «Свяще́нных па́мять…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь неви́димое Естество́…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (дважды), и тропарь святых, глас 2-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные94.
Непорочны95 (см. Типикон, гл. 17)96. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и святых на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален святых, глас тот же. «Слава» – седален Минеи, глас тот же, «И ныне» – ин седален Минеи, глас 1-й.
По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника (см. в службе праздника 25 декабря).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и праздника, глас 4-й – 4 (со своими припевами; стихиры праздника см. в Минее 25 декабря на хвалитех; припевы см. в Минее 25 декабря на стиховне вечера). «Слава» – святых, глас 8-й: «Кровь, и огнь, и куре́ние ды́ма…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 9-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари праздника и святых читаются попеременно. Кондаки праздника и святых читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песни 4-я и 5-я – 4, и святых, песнь 6-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – воскресные и Недели по Рождестве Христовом (т. е. святых)97.
Апостол и Евангелие – Недели по Рождестве Христовом.
Задостойник праздника.
Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…»; и святых: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
92 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 386–395.
93 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава.
94 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».
95 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
96 Ср.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава.
97 Об аллилуиарии гласа в Типиконе умалчивается, но, по мнению В. Розанова, он предполагается (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 363).