Неделя сыропустная.
Порядок чтений, согласно календарю:
Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4.Ин., 63 зач., XX, 1–10.Мф., 17 зач., VI, 14–2115.
1. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 7-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (с 2 марта). Заговенье на Великий пост.
Прмц. Евдокии. Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября). Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских[1].
Прмц. Дарии Зайцевой[2].
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди (А).
На этот день с понедельника, 2 марта, может быть перенесена полиелейная служба[3] в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (ср.: Типикон, 24 февраля, 7-я Маркова глава)[4]. При совершении богослужения следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Подобает ведати, аще случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в Неделю мясопустную, или сыропустную» (Б).
Служба прмц. Евдокии переносится на малое повечерие под 28 февраля.
Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Седе Адам прямо рая…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Таинственно воспеваем…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко нашего воскресения…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Триоди: «Яко по суху…».
По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й. «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен Триоди, «И ныне» – ин светилен Триоди.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди, глас 5-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Приспе время…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «В Неделю сыропустную»): 1-й – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя»; 2-й – «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, / пою имени Твоему, Вышний», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 7-я.
На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди.
На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.
Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание…», «Яко овча…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко вземлется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.
Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хлебы сия…».
При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.
Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.
Блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной[5].
Апостол и Евангелие – Недели сыропустной.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, Триоди, глас 6-й – 3, и Богородицы (иконы) – 3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Седе Адам прямо рая…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (иконы) – 3.
На литии стихира храма и две стихиры Триоди (см. на хвалитех, без припевов), глас 5-й: «Увы мне…», глас тот же: «Поприще добродетелей…»[6]. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры…» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (иконы) (см. славник на «Господи, воззвах» великой вечерни или славник стихир на хвалитех)[7].
На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам…» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (иконы) (см. славник стихир на стиховне великой вечерни)[8].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[9].
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». Величание Богородицы (иконы) и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седальны Богородицы (иконы) (по 1-м и 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и Богородицы (иконы) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Триоди: «Яко по суху…».
По 3-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Триоди, глас 4-й: «Изгнан бысть…». «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Ныне время…», «И ныне» – седален Богородицы (иконы)[10].
По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен Триоди: «Заповедь Твою…», «И ныне» – светилен Богородицы (иконы)[11].
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 4, и Богородицы (иконы) – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца», и стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая…». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе время…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Преславная глаголашася о Тебе, / Граде Божий», или[12]: «Помяну имя Твое / во всяком роде и роде»; 2-й – «Яко избра Господь Сиона / изволи и в жилище Себе», или: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое»; 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 7-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (иконы). Кондаки Триоди и Богородицы (иконы) читаются попеременно.
На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.
Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание…», «Яко овча…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко вземлется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.
Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хлебы сия…».
При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.
Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два, по вливании теплоты в потир, напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.
Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и Богородицы (иконы), песнь 6-я – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (иконы). «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).
Примечание. Возможно также пение тропарей и кондаков по входе в следующем порядке: тропарь воскресный, тропарь Богородицы (иконы); «Слава» – кондак Богородицы (иконы), «И ныне» – кондак Триоди.
Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков на Литургии приводится в соответствии с указаниями 1-й Марковой главы Типикона под 24 февраля. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 429–431.
Прокимен и аллилуиарий[13] – Недели сыропустной[14] и Богородицы (иконы).
Апостол и Евангелие – Недели сыропустной и Богородицы (иконы).
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и Богородицы (иконы): «Чашу спасения прииму…».
Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы
Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю[15]. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны…». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…».
Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).
Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры[16] на 10: Октоиха покаянны, глас 7-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне в Неделю вечера и 2 из стиховных стихир на утрене понедельника)[17], Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (сщмч. Феодота, еп. Киринейского, с 2 марта), глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Осуждения избави…».
Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.
Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени.
Вход с кадилом[18]. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего…» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От конец земли к Тебе воззвах»; стих 2-й: «Покрыюся в крове крил Твоих»; стих 3-й: «Тако воспою имени Твоему во веки».
Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится. После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи…»[19]. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чини…».
«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…»[20]. По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами)[21]. После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
Литии о усопших после этой вечерни не полагается.
Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.
После отпуста, по традиции, совершается чин прощения.
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови»[22]. На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др[23].
Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49-я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).
Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.
Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется.
Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, ущедри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко…». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее по обычаю.
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487).
2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492).
3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”».
4 Ср.: Типикон, 30-я храмовая глава.
5 Прокимен и аллилуиарий Недели сыропустной см., напр., в приложении Апостола и в Постной Триоди (прокимен, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему», стих: «Ведом во Иудеи Бог…»; аллилуиарий, глас 6-й: «Благо есть исповедатися Господеви…»).
6 Хвалитная стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая…», не переносится на литию, а поется на хвалитех утрени.
7 Возможен также следующий порядок исполнения стихир на литии: стихира храма и две стихиры Триоди (см. на хвалитех, без припевов), глас 5-й: «Увы мне…», глас тот же: «Поприще добродетелей…»; «Слава» – Богородицы (иконы) (см. славник на «Господи, воззвах» великой вечерни или славник стихир на хвалитех), «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры…» (см. славник литийных стихир Триоди).
8 Возможен также следующий порядок исполнения стихир на стиховне: стихиры воскресные, глас 7-й; «Слава» – Богородицы (иконы) (см. славник стихир на стиховне великой вечерни), «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам…» (см. славник стиховных стихир Триоди). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 399.
9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения…».
10 Возможен также следующий порядок исполнения богослужебных текстов по 3-й песни канона: кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Богородицы (иконы) (дважды); «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Изгнан бысть…» или «Ныне время…» (по выбору).
11 Возможен также следующий порядок исполнения богослужебных текстов по 9-й песни канона: ексапостиларий воскресный 7-й; «Слава» – светилен Богородицы (иконы), «И ныне» – светилен Триоди: «Заповедь Твою…» или «Изгнана бывша…» (по выбору).
12 В зависимости от службы Минеи.
13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 429, 427, 786.
14 Прокимен и аллилуиарий Недели сыропустной см., напр., в приложении Апостола и в Постной Триоди (прокимен, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему», стих: «Ведом во Иудеи Бог…»; аллилуиарий, глас 6-й: «Благо есть исповедатися Господеви…»).
15 О тропаре (тропарях) и кондаке на 9-м часе см. выше.
16 Во время пения псалмов и стихир – обычное каждение.
17 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две – покаянные.
18 В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов.
19 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи…» начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах – и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.
20 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен…» и молитву прп. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.
21 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни.
22 В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.
23 В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасения стези…», «Множества содеянных…», «Владычице, приими молитвы…», стихиру Успения: «О дивное чудо…» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный…». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».