Понедельник 2-й седмицы по Пасхе.

Порядок чтений, согласно календарю: В седмичные дни до отдания Пасхи служба совершается по Триоди и Минее; на утрене перед 50-м псалмом поется «Воскресение Христово видевше» один раз; каноны Минеи предваряются каноном праздника, помещенным только в службе Недели (или в службе праздника Преполовения); поется «Честнейшую». На утрене, когда поется великое славословие (исключая праздник Преполовения, отдание его и Неделю 6-ю по Пасхе), катавасия «Воскресения день…».

27. Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня.

Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского.

Служба ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня, шестеричная, совершается вместе со службой Триоди.

Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом: «Благословен Бог наш…». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалмы и т. д.

На великой[161] вечерне по возгласе «Благословен Бог наш…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и читается предначинательный псалом.

Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается.

Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и апостола, глас 4-й – 3. «Слава, ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным…».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «По днех осмих…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха[162]) и дневными трипеснцами Триоди[163]. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть…» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и шестопсалмие.

Примечание. «По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей… глаголем: Христос воскресе… трижды, тихим гласом. Сие бо глаголем начало: Христос воскресе: в часех, и в вечернях и повечериях, от сея утрени недели Антипасхи, даже и до Вознесения Господня. [Како убо не известися о полунощнице, яве яко в келлиях мню сей быти певаемей: понеже убо и тамо сице начало бывает.] И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи[164] после возгласа «Слава Святей…». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.

На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

Кафизмы 4-я и 5-я.

Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).

По кафизмах – малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников…».

По 6-й песни – кондак апостола, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Фома, глаголемый Близнец…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь апостола. Кондак только[165] праздника Триоди (Антипасхи).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи.


161 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

162 В седмицу Фомину на повечерии вместе с трипеснцами Триоди поются в соответствии с днем седмицы рядовые каноны Богородицы (для повечерия) из службы Октоиха 1-го гласа, в седмицу Мироносиц – 2-го гласа, и т. д. до отдания Пасхи.

163 См. в приложении Цветной Триоди. Для повечерий в пятницу вечером в Триоди приводятся четверопеснцы.

164 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.

165 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716.