Пятница 5-й седмицы по Пасхе.

22. Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского.

Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября).

Служба мч. Василиска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизма 15-я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «При студенце Иаковли…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Тако глаголет Господь…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика (общий), глас тот же: «Мученик Твой, Господи, Василиск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас тот же: «Мученик Твой, Господи, Василиск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Поразивый Египта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да радуется Небо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «В Самарию пришел еси…» (см. в Неделю самаряныни). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Источник живоначалия…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда явился еси…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика (общий), глас тот же: «Мученик Твой, Господи, Василиск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 5. «Слава» – мученика, глас тот же: «Возсиял еси, славне…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «При студенце Иаковли…».

Вход. Прокимен дня. Паримии мученика – 3.

На стиховне стихиры мученика, глас 6-й (со своими припевами)[114]. «Слава» – мученика, глас тот же: «Непобедим душею…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Тако глаголет Господь…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…».

Примечание. О пении тропарей см. примечание 11 мая и 12 мая (вариант Б).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален мученика, глас 1-й: «От рода сербскаго…» (дважды)[115]. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кладязя воды…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[116].

По 2-м стихословии – седален мученика, глас 8-й: «Крест Господа…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кладязя воды…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание мученика и избранный псалом. Седален мученика по полиелее, глас 8-й: «Земная вся оставив…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кладязя воды…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Стена непобедимая…»[117]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мученика, глас 4-й: «Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится»; стих: «Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго мученика…». Стихира мученика, глас 2-й: «Блаженне Иоанне…».

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Поразивый Египта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и мученика (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален мученика, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да радуется Небо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самарию пришел еси…» (см. в Неделю самаряныни).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)[118], и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – мученика, глас 3-й: «Оставив мир…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Источник живоначалия…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки праздника Триоди и мученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и мученика, песнь 3-я (или 6-я)[119] – 4.

Примечание. В службе мученика в Минее указаны блаженны мученика, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Недели самаряныни).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и мученика.

Апостол и Евангелие – дня и мученика (Деян., зач. 24; Ин., зач. 52).

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и мученика: «В память вечную…».


114 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

115 Согласно указаниям Минеи, седальны мученика по 1-м и по 2-м стихословии повторяются на «Славу».

116 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

117 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

118 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

119 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.