Неделя 10-я по Пятидесятнице.

Календарные заметки:

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14.
Лит. – 1_Кор., 131 зач., IV, 9–16.
Мф., 72 зач., XVII, 14–23.
Образа: Кол., 250 зач., I, 12–18.
Лк., 48 зач. (от полу́), IX, 51–56; X, 22–24102.

Порядок чтений, согласно календарю:

Икон Божией Матери: именуемой «Прибавление ума» (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа),
Фео́доровской (XIII) и
«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904).

16. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Мч. Диомида врача. Феодоровской иконы Божией Матери. Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа)[59].

Прп. Иоакима Осоговского.

Служба Образа Господня (Убруса) славословная, совершается вместе со службой попразднства Успения и воскресной службой Октоиха (по 1-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Подобает ведати, аще случится попразднство Успения Богородицы и Нерукотвореннаго Образа в Неделю, кроме храма»)[60].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 16 августа, на «Господи воззвах»), и Образа, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Образа, глас 8-й: «Человеколюбче Владыко…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 4-й (см. в Минее 16 августа, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава» – Образа, глас тот же: «Да каплют облацы сладость…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Воспойте, людие…» (см. на литии в сам день праздника)[61].

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Образа, глас 6-й: «Господи, воплотился еси…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Уверяя Иисус…» (см. в Минее 16 августа, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (дважды), и тропарь Образа, глас 2-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Образа, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[62].

Непорочны[63] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 1-й[64] на 4 и Образа на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, седален Образа, глас 1-й: «Едесский царь…». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Лик Божественных апостол…» (см. в службе Образа).

По 6-й песни – кондак и икос Образа, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Образа: «Свет невечерний, Христе…», «И ныне» – светилен праздника: «О, колика величия…» (см. в службе Образа).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Образа, глас 4-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Минее (напр., в бденной службе Образа, на стиховне вечера). Стих 1-й: «Знаменася на нас / свет лица Твоего, Господи»; стих 2-й: «Господи, во свете лица Твоего пойдем / и о Имени Твоем возрадуемся во веки».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Образа. Кондак воскресный.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак Образа.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Образа. Кондак праздника.

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 1-я – 4, и Образа, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Образа, тропарь праздника; кондак воскресный. «Слава» – кондак Образа, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Образа.

Апостол и Евангелие – дня и Образа.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».


59 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Собору Кемеровских святых. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/418).

60 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

61 Ср.: Типикон, 16 августа, 1-я Маркова глава; Минея-Август. Ч. 2. М., 2002. С. 140; Минея-Август. Киев, 1893. Л. 174.

62 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».

63 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

64 Два канона праздника Успения Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д.