Суббота.

26. Суббота. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России.

Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (службу зри 16 мая).

Совершается всенощное бдение в честь ап. и ев. Иоанна Богослова (А). Приводим также порядок совершения бденной службы ап. и ев. Иоанна Богослова в соединении с полиелейной службой свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 1-й – 8 (две первые стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3[86].

На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отцем и Духом славословимый…».

На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

Кафизмы 16-я и 17-я[87]. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – Ин., зач. 67. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола и евангелиста…». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[88].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола. «Слава» – ин светилен апостола, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры апостола, глас 8-й – 4. «Слава» – апостола, глас тот же: «Благовестниче Иоанне…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На часах – тропарь и кондак апостола.

На Литургии блаженны апостола, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостола.

Апостол и Евангелие – апостола и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: апостола, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 6-й – 4. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3[89] и святителя – 3 [или: апостола – 2 и святителя – 1].

На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й (см. на литии), и стихиры святителя, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Кровьми святых мученик…» (см. славник на хвалитех), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…».

На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Земля Литовская…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

Кафизмы 16-я и 17-я[90]. Малые ектении. По каждой кафизме – седален апостола. «Слава» – седален святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи (см. в службе святителя).

Полиелей. Величания два – апостола и святителя. По полиелее седален апостола, глас 8-й. «Слава» ­– седален святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Буди благословен…» (см. в службе святителя). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола – Ин., зач. 67. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола и евангелиста…». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), апостола (два канона) на 6 и святителя на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), апостола (два канона) на 6 и святителя на 4.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[91].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й. «Слава» – седален святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «К Тебе, о Богомати…» (см. в службе святителя).

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Радуйся, Богородице Дево…» (см. в службе святителя).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: апостола, глас 8-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – апостола, глас 8-й: «Благовестниче Иоанне…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Пречистая Дево Мати…» (см. в службе свт. Тихона), или Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»)[92].

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На часах – тропарь апостола. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола, тропарь святителя; кондак апостола. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь апостола, тропарь святителя; кондак апостола. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостола и святителя.

Апостол и Евангелие – апостола, святителя и дня.


86 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

87 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

88 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

89 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

90 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

91 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

92 Пение Богородична «Пречистая Дево Мати…» (из службы святителя) предпочтительней, поскольку в его тексте упоминается свт. Тихон.