Календарные заметки:

* Сербская Православная Церковь совершает память Свт. Николая (Велимировича) дважды в год: 5 марта ст. ст. (день блаженной кончины его) и 20 апреля (день перенесения мощей его).

Порядок чтений, согласно календарю: По Уставу – рядовая служба по Триоди и Минее. Поминовение усопших совершается на панихиде.

20. Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины.

Прп. Александра Ошевенского. Мч. младенца Гавриила Белостокского. Прп. Иоасафа Метеорского.

Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского[1].

Служба прп. Феодора Трихины не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («радощами» – радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких специальных указаний относительно порядка службы в Радоницу.

На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.

Нарочитое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды[2].

Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом: «Благословен Бог наш…». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалмы и т. д.

На вечерне по возгласе «Благословен Бог наш…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и читается предначинательный псалом.

Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается.

Кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «По востании Твоем, Господи…».

По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды)[3].

На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и шестопсалмие.

Примечание. «По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей… глаголем: Христос воскресе… трижды, тихим гласом. Сие бо глаголем начало: Христос воскресе: в часех, и в вечернях и повечериях, от сея утрени недели Антипасхи, даже и до Вознесения Господня. [Како убо не известися о полунощнице, яве яко в келлиях мню сей быти певаемей: понеже убо и тамо сице начало бывает.] И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи[4] после возгласа «Слава Святей…». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.

На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак преподобного, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников…».

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным…».

По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды).

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 13 апреля 2021 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака священноисповеднику Феодосию, епископу Коломенскому и Бронницкому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5797663.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

2 «Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: всему свое время… время сетовать, и время ликовать (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного…» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48).

3 Согласно Типикону, служба прп. Феодора Трихины не имеет тропаря (ср.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 83 об.).

4 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.