Календарные заметки:

* Чтения Свт. Алексия читаются, если ему совершается служба.

Порядок чтений, согласно календарю:

При совершении службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой Свт. Алексия следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже празднице подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в четверток Вознесения» (см. Типикон, 21 мая, «зри»).
На утрене величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение».
После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покрове́н…». «Честнейшую» не поем. 1-й припев праздника: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца».
В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с, И́стинный Бог наш…».
На литургии вхо́дный стих: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Господь во гласе трубне».
Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя… Тя паче ума и словесе́…». Вместо «Видехом Свет Истинный…» – «Вознеслся еси во славе…» (до отдания).
Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

20. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне. Обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.

Мч. Фалалея. Блгв. кн. Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского.

Бденная служба праздника Вознесения Господня совершается по Триоди (А).

Приводим также порядок совершения службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой в честь обретения мощей свт. Алексия (Б). При совершении богослужения можно руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже празднице подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в четверток Вознесения» (см. Типикон, 21 мая, «зри»)[1].

Примечание. «Службу Минеи рядоваго святаго [мч. Фалалея – Сост.], случившагося в праздник Вознесения, поем на повечерии [в четверток вечера Вознесения]» (Типикон, гл. 50, «В четверток вечера, Вознесения», «зри»).

Накануне совершается всенощное бдение, предваряемое 9-м часом и малой вечерней. На 9-м часе после возгласа «Благословен Бог наш…» читается Трисвятое (такое начало 9-го и 3-го часа – до праздника Святой Троицы[2]).

А. На великой вечерне кафизмы нет («Блажен муж» не поется).

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Недр Отеческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Господи, таинство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Взыде Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Превечный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Сошедый с Небесе…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)[3]. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесех…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и праздника 2-й (глас 4-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение…», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца»[4]. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (единожды). Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны праздника.

Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже…».

Апостол – Деян., зач. 1.

Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками…».

Евангелие – Лк., зач. 114.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума…» (и до отдания).

Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Вместо «Видехом Свет Истинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Приидите, Российстии собори…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Отеческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Святителей удобрение…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Господи, таинство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздаема есть благодать…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взыде Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (трижды)[5].

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален[6].

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Превечный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Сошедый с Небесе…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)[7]. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесех…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение…», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца»[8]. К тропарям канона святителя – припев: «Святителю отче Алексие, моли Бога о нас». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…». «Слава» – светилен святителя: «Приидите вси…», «И ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Небо ведущий путь…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…». Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевскаго, Московскаго и всея Руси, чудотворца, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны. (Антифоны праздника не поются.)

Блаженны от 1-го канона праздника Вознесения, глас 5-й, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.

Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума…» (и до отдания).

Вместо «Видехом Свет Истинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»).

С 21 мая по 27 мая – попразднство Вознесения Господня.


28 мая – отдание праздника Вознесения Господня.

1 О соединении службы Вознесения Господня с полиелейным праздником см. Типикон, 21 мая, «зри»: «Вестно буди, аще случится память святаго царя Константина в четверток Вознесения, или в Неделю 7-ю святых отец, службу его пети, якоже Иоанну Богослову по темже главам».

2 Это относится и к прочим службам, начинающимся обычным началом.

3 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; помазание елеем совершается у иконы праздника.

4 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

5 Тропарь святителя не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба святителя полиелейная, а не бденная.

6 Седальны святителя по кафизмах и по полиелее опускаются.

7 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; помазание елеем совершается у икон праздника и святителя.

8 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.