Календарные заметки:

Полиелейная служба Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского и Крымского, может быть перенесена на четверг, 27 мая (ср. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).
Служба по Триоди. На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичном.
На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на 2 статии́, с припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.
На литургии – «Достойно есть». Вместо «Видехом Свет Истинный…» поется, по традиции, тропарь «Глубиною мудрости…».

Порядок чтений, согласно календарю:

Деян., 51 зач., XXVIII, 1–31.
Ин., 67 зач., XXI, 15–25.
За упокой: 1 Кор., 163 зач., XV, 47–57.
Ин., 21 зач., VI, 35–39

29. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота.

Прмц. Феодосии девы. Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» (службу зри 7 марта). Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского[1]. Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского[2].

Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

Служба по Цветной Триоди.

Примечание. Полиелейная служба свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского, может быть перенесена на четверг, 27 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).

Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «якоже предызъявися в субботу мясопустную, во всем подобне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7-й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6-го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6-го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7-й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени).

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6-й – 3, и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) – стих 1-й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2-й: «И память их в род и род».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Начаток ми и состав…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст.

Примечание. «По отпущении же вечерни творим в притворе панихиду за усопших и поем канон рядоваго гласа мертвым» (ср.: Триодь Постная, л. 16 об.; Триодь Цветная, л. 225 и слл.). Канон мертвен, или покоин, за усопших см. в Цветной Триоди, л. 225 об. и слл. Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба прмц. Феодосии девы (с этого дня)[3] и служба прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (с 30 мая)[4]. По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»[5] на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2-й: «Память их в род и род»; стих 3-й: «Души их во благих водворятся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны из Триоди, глас 6-й.

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии поется припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», к стихам 2-й статии припев: «Спасе, спаси мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетраподу (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи…», на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия начинается пением: «Блажени непорочнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем»; «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси» (каждый стих по трижды)[6].

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом[7]; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды[8].

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших, зде лежащих, и повсюду православных христиан, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне»; «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик обрете…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален Триоди, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…»[9]. Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возслем…».

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть»[10]. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Ексапостиларий Триоди: «Память совершающе…». «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди: «Сладосте Ангелов…».

«Всякое дыхание…»[11] и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увядает…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Ты еси Бог наш…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры из Триоди, глас 6-й (с заупокойными стихами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Болезнь Адаму бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Явилася еси…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст.

На часах – тропарь: «Глубиною мудрости …». Кондак: «Со святыми упокой…».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны канона Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…».

Апостол дня – Деян., зач. 51, и за упокой – 1 Кор., зач. 163 (по Триоди), или 1 Сол., зач. 270 (по служебному Апостолу).

Аллилуиарий: «Блажени, яже избрал…», со стихом.

Евангелие дня – Ин., зач. 67, и за упокой – Ин., зач. 21 (по Триоди), или Ин., зач. 16 (по служебному Евангелию).

Примечание. «Между уставными указаниями относительно апостольского и евангельского заупокойных чтений в этот день, помещенными, с одной стороны, в служебных Апостоле и Евангелии, с другой – в Цветной Триоди, существует полное расхождение. В то время как первые указывают в данную субботу обычное субботнее апостольское (1 Сол. 4, 13–17) и евангельское (Ин. 5, 24–30) чтения, Триодь предписывает брать первое из 1 Кор. 15, 47–57 (рядовой заупокойный Апостол пятницы целого года), второе – из Ин. 6, 35–39 (таковое же Евангелие среды). Данную триодную традицию можно проследить по соответствующим славянским и греческим памятникам (Триоди, Типиконы), по крайней мере, до XV в. Что же касается отмеченных указаний служебных Апостола с Евангелием, то их давность не превосходит времени появления здесь указаний на Апостоли и Евангелия за упокой по вся дни» (Православный церковный календарь на 1920 г.).

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Причастен: «Блажени, яже избрал и приял…».

Вместо «Видехом Свет Истинный…» принято петь тропарь «Глубиною мудрости…».


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313).

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобному Иову Анзерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5331623.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/453).

3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 751. О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (13 февраля).

4 Службы рядовых святых Минеи (этого дня и праздника Пятидесятницы) могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней данной седмицы.

5 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

6 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии.

7 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

8 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

9 Священнослужители уходят в алтарь.

10 См.: Триодь Цветная, л. 235.

11 Там же.