По итогам Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви митрополит Тульский и Ефремовский Алексий дал интервью тульскому каналу телерадиовещания ГТРК. Беседа будет транслироваться в эфире “Радио России-Тула” несколько раз, её первый выпуск состоится в понедельник, 11 декабря.

– Ваше Высокопреосвященство, в редакцию службы телерадиовещания поступило немало обращений от слушателей с просьбами рассказать об итогах работы Собора Русской Православной Церкви. Владыка, Вы участвовали в работе Собора. Спасибо, что согласились поделиться впечатлениями и ответить на вопросы, которые наиболее часто задают наши радиослушатели.

В постановлении Архиерейского Собора подчеркивается, что основная задача – привести людей ко Христу через распространение евангельского слова. От крепости веры зависит не только спасение души человека, но и, в случае отпадения людей от Бога – невозможность построения счастливого общества в целом. Непреложность этой истины явило миру прошлое столетие: люди испытывали себя в вере, и вера испытывала людей. Эту роль Церкви подчеркнул Президент России Владимир Путин, выступая на Соборе. Какое впечатление произвела на Вас его речь?

– Обращение президента РФ к участникам Собора, живое общение с епископатом Русской Церкви и предстоятелями, и представителями всех Православных Поместных Церквей произвело доброе положительное впечатление. Этот Архиерейский Собор, хотя проходил в рамках, определенной Уставом периодичности проведения подобных церковных форумов, выявляющих злободневность стоящих перед Церковью проблем, самое главное помог проанализировать в свете Христовой правды тот горький опыт, через который прошел весь народ, вся Полнота Святой Руси за прошедшее столетие. Согласие в выводах и вытекающих из них положительных уроков на будущее как у епископата, всей Полноты Церковной, так и сегодняшних политических лидеров, направивших свои приветственные обращения к его ученикам, в том числе президента РФ – все это было с удовлетворением принято всей аудиторией, что подчеркнуто в тексте определения именно как Собора иерархов, находящихся в евхаристическом, вероучительном и каноническом общении и единстве. В этом смысле Освященный собор свидетельствует о единонравии, единодушии и единомыслии всех участников Собора со всей Полнотой Вселенской Соборной и Апостольской Церкви.

– Владыка, Вы не впервые принимаете участие в Соборе. В чем, по Вашей оценке, Собор 2017 года является шагом вперед в многогранной деятельности Церкви?

– Видите ли, ситуация в церковной жизни тесно переплетается с развитием взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства. Период в новейшей истории связан с тем, что государство отказалось от тоталитарных взаимоотношений. Мы получили полноту самостоятельности и свободы в выборе путей взаимодействия с представителями как гражданского общества, так и всех уровней власти. Сегодня увеличивается число епархий, выстраивается образ их внутренней организации, направлений взаимодействия с различными структурами и гражданского общества, и государства. И совершенно естественно и понятно, что на этих новых этапах мы тоже растем и учимся. Важно знать, как обучаются искусству архипастырства епископы, каков их опыт? Как молодые преосвященные архиереи входят в это многогранное движение, как они его оценивают, как способны его выразить в контексте местном и общецерковном. Было очень приятно видеть преемственность ответственного отношения к традиции и грамотное участие в дискуссиях, выявлявших единомыслие при многообразии взглядов на проблему.

– За сто лет руководитель страны впервые побывал на столь высоком церковном собрании. Владимир Путин заявил: “Государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на соработничество в таких важнейших сферах, как образование, здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодежи, борьба с социальными недугами”. И наверное каждый участник Собора, слушая эти слова президента, вспоминал и анализировал, а как в его митрополии, в его епархии, в его приходах налажено такое сотрудничество, соработничество. Наверное, в Тульской митрополии и в нашей епархии много таких положительных радостных примеров?

– Слава Богу, да. Мы констатируем, что на современном этапе взаимодействие структур епархии со всеми уровнями гражданской власти, общественными институтами достаточно широкое, профессионально правильно выстраивающееся, благоплодное и, как видим, с большой перспективой. Есть развитие, есть заинтересованность сторон в умножении этого взаимодействия, есть большой творческий потенциал – как у молодежи, так и у людей с достаточным жизненным опытом, у интеллигенции, чтобы объединять усилия для общего блага.

– На Соборе поднимались многочисленные вопросы церковного управления и деятельности. Обсуждались и канонические аспекты церковной жизни, в частности, церковного брака, которые вызвали интерес у многих. Что нового в этом вопросе в связи с меняющимися ритмами и условиями общественной жизни, которые Церковь тонко и внимательно учитывает?

– Церковь не существует в абстрактном или самозамкнутом пространстве – она реально включена в общественную жизнь, и в этом отношении задача Церкви, как мы знаем, быть закваской общества (Мф. 13, 33), солью земли и светом для мира (Мф. 5, 13 – 16). И в этом отношении Церковь только как совокупность всех верующих на данной территории, а, прежде всего, как малая церковь, то есть христианская семья, как домашняя церковь, как раз формирует то настроение и доброкачественность или некачественность всего общества, всей общественной жизни и всей общей атмосферы народной и государственной жизни. И в этом отношении важны те канонические нормы, для того чтобы семья была полноценной и полнозначной с христианской точки зрения – то есть солью земли и светом мира. Эти вопросы рассматривались Собором как некий заключающий этап большой общецерковной работы. Вопрос поднимался и обсуждался широко везде – прошло Межсоборное присутствие, работали эксперты, канонисты, богословы, люди обращались с вопросами, предложениями, потом через СМИ шла дискуссия, в течение пяти лет эти документы вырабатывались, а затем они были представлены Синоду, одобрены для обсуждения на Соборе, участникам которого важно было ощутить единодушие, единомыслие, единонравие – консенсус, согласие в том, что решение не спущено сверху и не навязано снизу, а понимается всеми как единое видение с ощущением мира и внутренней тишины. Тогда это и ощущается как откровение Божие, воспринятое человеческими сердцами. Этот вопрос – на границе, где общество сталкивается с традициями Церкви и возникает вопрос: чем отличается гражданская семейная жизнь от семейной жизни христиан? Мы понимаем, что семья по разным причинам может перестать существовать: умер один из супругов или тяжело заболел, иное – создал другую семью, иное – сожительствует, превращая такие отношения в спорт. Люди задают вопросы, и для того, чтобы было единство понимания и подходов нужно получить канонически правильную и выверенную норму, которую и свидетельствуют священники, что союз между мужчиной и женщиной является домашней церковью, тогда его и венчают, что и есть свидетельство и признание его таковой всей Церковной Полнотой – все это четко прописано в этом документе.

– На Соборе была подчеркнута важность и значимость работы с молодежью. Эта деятельность всегда была актуальной в Церкви. Особо подчеркнули, что работа с молодежью должна вестись с учетом ее разнородности (образования, воспитания и социального положения) – молодежные советы, молодежные съезды. Также акцентирована важность финансирования, по мере возможности, молодежных проектов. Возвращаясь к Тульской митрополии и епархии, можно сказать, что такая работа всегда была приоритетной?

– Да, бесспорно, это так. И Собор, оценивая опыт, который накоплен в различных епархиях в различных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья, говорит, что это очень важная, потенциально благоплодная среда, которая требует, чтобы, начиная с приходского уровня, каждый приходской совет, планируя материальное наполнение бюджета, учитывал бы важность этого вопроса. Люди по-разному могут это оценивать, потому что, как правило, в приходских собраниях и советах больше присутствует людей преклонного возраста, и у них могут быть особые взгляды. Но все читают соборные документы и понимают, что это общецерковное видение, это дает соответствующий отклик. И тогда ставится задача: давайте подумаем, что мы можем сделать для этой стороны деятельности нашего прихода. Направленность может быть различная: волонтерское движение, воскресные школы, какие-то спортивные мероприятия. Если среди прихожан молодые семьи и дети маленькие – нужна воскресная школа, дошкольное образование – по возрасту, а если это молодежь более зрелая, за 30 лет, то они могут заниматься созданием спортивных секций, кружков по интересам, организацией заботы о престарелых людях, работы в хосписах. Одним словом, формы многоразличны, и никто никому ничего не навязывает, но Собор предлагает генеральное направление, которое обязательно нужно учитывать при составлении плана повседневной жизни прихода.

– Мы говорили о главной задачи Церкви – привлечь людей к вере, ко Христу. На Архиерейском Соборе шла речь и о миссионерской деятельности Церкви, просвещении в Церкви, в том числе о противодействии сектантской и нео-языческой угрозам, которые сейчас имеют место в России, и, наверное, в Тульской области?

– Да, мы это видим и чувствуем – очень часто заезжие “миссионеры” привозят “бесплатные” образовательные программы для молодежи, музыкальные рок-фестивали. Зачастую под такими благородными и благовидными лозунгами реально присутствует совсем другая практика, которая деструктивна и разрушает человеческую личность, поэтому здесь важна большая, серьезная и глубокая работа. Через два наших епархиальных отдела по миссионерскому служению мы имеем хороший опыт в этом отношении, взаимодействуем и с экспертами, психологами, правоохранительными органами. Когда такие “миссионеры” появляются и не открывают подлинного своего лица, скрывают себя за благовидными вывесками, и когда выявляется факт, противоречащий действующим нормам законодательства, то нужно принимать соответствующие меры, которые предохранят людей от этого обмана.

– В этих реалиях современного непростого мира – и это было отмечено на Архиерейском Соборе – во главу угла поставлено духовное и религиозное образование, повышение квалификации как самого духовенства, так и взаимодействие Церкви со светскими образовательными институтами. Это важная церковная задача?

– Да, на сегодняшний день это важная задача для Церкви. И опять она проистекает из прошлого, когда Церковь была вне государственной системы, и когда мы лишились того понимания со стороны государственной образовательной системы, нашей научной деятельности, что готовить кадры священнослужителей – важная и социально значимая задача. К тому же и у нас сил, чтобы готовить современно и правильно образованных священнослужителей, тоже было не вполне достаточно. И коли жизнь предоставляет такую возможность, следует отнестись к ней с серьезным пониманием тех целей и задач, которые стоят – чтобы научное сообщество относилось к выпускникам семинарий и духовных академий с уважением, как к достойным и на равных. Это и есть задача для Церкви – именно так войти в этот диалог и так себя и представлять.

– В Тульской области действуют и воскресные школы при каждом храме, и прекрасная, известная в России и за рубежом православная гимназия, которую создал протоиерей Лев Махно, и теологический факультет в Тульском государственном университете, и семинария, где Вы являетесь ректором, руководителем. Какой это вклад в духовное просвещение и в саму церковную деятельность нашей митрополии? Сколько выпущено священнослужителей?

– Это очень значимый вклад в опыте Церкви – впервые была получена государственная и соответствующая церковная лицензии за номером один. Она дана Тульской православной классической гимназии, это учебное заведение начального и среднего образования. Затем соответствующую аккредитацию получила кафедра теологии в Тульском государственном университете, и в этом отношении мы показываем пример для очень многих. С момента возрождения семинарии за последние 18 лет каждый год выпускается примерно 20 выпускников, и все они трудоустраиваются на приходы. И на сегодняшний день в двух епархиях митрополии нет духовенства без образовательного ценза: некоторые священники имеют два высших образования – светское и наше духовное, чему мы очень рады ибо сумели вовремя начать и опереться на соответствующий кадровый состав, который помог нам решить все эти задачи.

– Архиерейский Собор, и это отражено как в выступлениях участников, так и в принятых постановлениях, касался не только вопросов нашей страны, но и ситуации на Украине, в Сирии, и президент об этом говорил, общаясь со священнослужителями.

– Да, поскольку каноническая ответственность Русской Православной Церкви географически распространяется на сегодняшний день практически на все континенты Земного шара, наши приходы присутствуют везде, и в этом отношении есть свои местные особенности – свое законодательство, традиции, свои подходы. И мы видим, что Собор реагирует не только на ситуацию на Украине, в республиках Средней Азии, в государствах Прибалтийского региона, европейской части нашего Земного шара – везде, где расположены наши приходы, и это совершенно нормально. Но там, где есть тревожные сигналы и проблемы, там, где болит, то, конечно, тем состраждет все Тело Церкви. Как говорит апостол Павел: – страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены. В этом отношении то, что происходит сегодня на Украине – это, бесспорно, общая боль, общая рана, общая скорбь, и нужен молитвенный подвиг жертвенной любви всех для того, чтобы преодолеть сегодняшний раскол. И мы с большой надеждой услышали известие от Святейшего Патриарха об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко) с намерением положить конец этому противостоянию, принести покаяние. Но потом, к сожалению, было выяснено, что средства массовой информации оценили все по-своему, но несколько не так – несколько не вдумались и не вслушались в дух постановления и языка, которым говорил Собор, и выдали по всему миру информацию, которая вызвала негативное понимание и которую на свой лад попытались истолковать. И нам пришлось констатировать обвал того намерения. Но ничто не остановлено, создана специальная комиссия, которая может входить в диалог, выяснять позицию той и другой стороны, и, если будет согласие, то будет и возвращение к желанному для всех и каноническому, и литургическому единству.

– Действительно, как важно слово в интерпретации светских СМИ! В церковном контексте оно несет огромный смысл, и конечно, это большая ответственность для всех, кто отражает работу Собора и деятельность Церкви в целом – для всех журналистов и священнослужителей. В последнее время в обществе и в прессе было немало острых дебатов вокруг отдельных выставок, фильмов, театральных постановок. Собор откликнулся на эту полемику – посчитал своевременной дискуссию об отношении к искусству и подчеркнул: “То, что свято для многих людей, не должно становиться объектом для насмешек и провокаций”, и призвал деятелей культуры к открытому и взаимоуважительному диалогу с представителями Церкви.

– Творчество – процесс внутренний, но если он выходит за переживания, ощущения, формирование личной жизни художника и обращается к другому человеку или социуму, то оно предполагает диалог – уважительное отношение к окружающим. То есть надо знать основные принципиальные устои другой личности и относиться к этому соответствующим образом чтобы не навредить, иначе сила действия равняется силе противодействия – это универсальный закон, который действует и в нравственной сфере. Все должно стоять на соответствующих местах. В обществе, где православные ценности являются формирующими облик общественных отношений, надо понимать и рассчитывать на соответствующую реакцию, и Церковь просит учитывать эту ситуацию при личном творчестве, адресованном широкому кругу людей.

– В работе Собора нашли отражение и вопросы защиты христиан, подвергающихся преследованиям и гонениям на Ближнем Востоке и в Африке. Это опять реалии сегодняшнего времени?

– Да, это тяжелые реалии нашего времени. И Собору, архиереям трудно понять – если западный мир всегда остро реагирует на ущемление прав человека, то почему же, когда на глазах у всего мира в регионе, являющемся колыбелью христианства (Деян. 11, 26), происходит геноцид народов христианской культуры в таком колоссальном масштабе, все это замалчивается – и никто не реагирует? На самом деле происходит страшное. И в этом отношении Собор поддержал ту позицию, которую занял Предстоятель нашей Церкви, нашедший путь для того, чтобы можно было пробудить сознание международной политической элиты, чтобы обратить внимание на эту катастрофическую ситуацию, возвысить голос в защиту невинно уничтожаемых. Другого пути не было, кроме как в два голоса – со стороны Православных Московскому Святейшему Патриарху и со стороны Католиков Римскому Папе – обратить внимание на серьезность этого вопроса. И тогда, Вы помните, как заговорили везде и все, и в обществе многое повернулось, чтобы собирать усилия и преодолевать этот конфликт.

– Владыка, Вы вспоминаете встречу нашего Патриарха и Папы Римского Франциска в Гаване, когда именно Русская Православная Церковь подняла и открыто поставила этот вопрос, в частности, перед другими конфессиями?

– Да, тогда нужно было найти тот механизм, который мог бы реально в той ситуации привести к желаемому результату – обратить внимание политической элиты на невозможность дальнейшего замалчивания преступления, на необходимость сосредоточить международное внимание на поиске пути решения на современном уровне международного права.

– Владыка, на каких еще аспектах Освященного Архиерейского Собора Вы хотели бы остановиться?

– Один вопрос особенно важен с духовной точки зрения – то, что Собор с благодарностью всеблагому Божьему смотрению свидетельствует о явлении нового сонма святых нашей Церкви, как тех самых благодатных духовных маячков, которые светят нам на жизненном пути в Царство Небесное. О том, что благодать Святого Духа воспринимается человеческими сердцами, и приносит добрый плод, являя, свет миру. Это очень важно – 28 местночтимых святых теперь предложены для общецерковного молитвенного почитания и прославления, и это действительно духовная радость, духовный благодатный плод, и их святыми молитвами мы надеемся, что Русь Святая будет хранить веру православную, “в ней же всем нам утверждение”.

– Действительно ли среди местночтимых святых, утвержденных Собором для общецерковного почитания, есть подвижники Украины?

– Да, и для нас очень приятно, что среди них есть, к примеру, преподобный Парфений Киевский, корнями восходящий к Тульской земле. Вот это очень радостный факт! И конечно, весь Собор Глинских подвижников и старцев – это земля в пограничье между Украиной и Россией, когда-то Курская епархия, и старцы, которых все еще помнят, с которыми и сегодня есть живая духовная молитвенная связь у наших верующих. Очень радостно, что явление сонма святых произошло для молитвенной поддержки и духовного утешения всей Православной Полноты нашей Церкви.

– И в завершение нашей беседы, проходящей в середине декабря, хотелось бы спросить: Владыка, каковы Ваши пожелания жителям Тулы и области в канун Нового года и предстоящего Рождества Христова?

– Прежде всего, я рад словом мира и любви во Христе приветствовать всех туляков и пожелать всем благодатной духовной радости, которая вела бы нас к осознанию мощного жизненного потенциала, переданного нам в духовной традиции культурного наследия наших предков, и дала бы нам возможность передать будущим поколениям добрый заряд жить в мире и согласии, в неравнодушном отношении к нуждам окружающих нас людей, окружающей нас природы родного славного Тульского края, и беречь это как Божье достояние, за которое мы должны будем дать отчет не только перед историей, но и перед Творцом и Промыслителем. Желаю всем жить в любви, согласии и благоплодном сотрудничестве. Очень рад, что есть замечательная возможность обратиться к вам, дорогие радиослушатели. Будьте здравы и Богом хранимы на многая и благая лета!

Беседовал Виктор Щеглов, журналист ГТРК-Тула

К печати подготовила Валентина Киденко, сотрудник издательского отдела Тульской епархии