Судьба. Жизненный путь каждого человека уникален. Но есть пути настолько необычные, что о них можно романы писать. Именно по такой дороге времени идет митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Правда, сам он считает, что по жизни его ведет Господь – уже 65 лет.

Его родители, московские рабочие с тульскими корнями, назвали сына Андреем. Рос он в Тимирязевском районе, легко и с интересом учился в столичной средней школе № 202. Мало того, был примерным пионером и молодежным активистом, возглавлял комитет комсомола учебного заведения. особенно увлекался естественными науками, химией. Мама Андрея мечтала, что ее умный и талантливый ребенок после окончания педагогического института придет работать в родную школу и станет ее директором.

Всё говорило о том, что так и будет. Андрей Кутепов легко поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина на химический факультет. Отличник, член бюро комитета ВЛКСМ института, он подавал большие надежды педагогам и родителям на то, что будет верой и правдой сеять разумное, доброе, вечное. Собственно, так оно и вышло, только стезя оказалась другой.

– Мои бабушки и дедушки были верующими, я был вхож в религиозные семьи, и для меня с раннего детства очень важны дела духовные, вопросы религии, – рассказывает владыка Алексий. – На втором курсе института я понял, что куда больше, чем стать учителем, хочу посвятить себя служению Богу. Положил на стол секретарю комитета ВЛКСМ вуза комсомольский билет, выдержал тяжелый разговор с руководством института, упреки и непонимание родных. Но я твердо был намерен поступать в духовную семинарию, готовился, совмещая штудирование книг с работой.

Устроился рабочим на завод «Наука», на котором собирали не абы что, а космические ракеты. Около года добросовестно трудился, а после смены занимался главным для себя делом — накапливал знания для поступления в семинарию. И поступил, несмотря на суровые препоны советского времени, моральное давление, когда к тебе, не делающему ничего плохого, часто относятся как к изгою. Но всё преодолимо, когда Господь с тобой…

«Широк человек»

– Помните, – продолжает владыка Алексий, – в «Братьях Карамазовых» Дмитрий говорит: «Широк человек, я б его сузил». Это невозможно, если ты силен духом и верой и на перепутье, у «столба с указателем», не испытываешь чувства растерянности — в какую сторону свернуть? – а уже выбрал навсегда данную тебе свыше дорогу. Свет Господень озаряет ее и помогает уйти от неверных решений…

– Именно так вы выбрали монашеский путь? Без сомнений?

– Он, видимо, был предопределен еще при принятии решения уйти из института и поступать в семинарию. Я в нем себя укреплял, а окончательно осознание необходимости крутого жизненного виража пришло после поддержки моих устремлений в Троице-Сергиевой лавре. Я туда неоднократно ездил, проникся ее высокодуховной атмосферой, встречами со старцем, отцом Серафимом (Шинкаревым), который внешне очень походил на преподобного Серафима Саровского. Он меня слушал, вникал в мои чувства и настроения, а затем благословил: «Поступай в семинарию», а при монашеском постриге был моим восприемником.

Учиться мне было интересно, поскольку ко всему лежала душа. Мне, помимо учебы, поручили ответственное дело, которое во многом определило мой дальнейший путь священнослужителя. По субботам и воскресеньям я помогал викарному епископу Святейшего Патриарха Пимена. Викарным епископом был владыка Серапион (Фадеев). Многие православные туляки хорошо его помнят: в 90-х годах прошлого века он возглавлял Тульскую и Белевскую епархию. Понятное дело, что, когда я проходил обязанности помощника викарного епископа, был рядом с патриархом. Святейший меня заметил, обласкал взглядом. А на третий год обучения он провел такой разговор с владыкой Серапионом:

– Почему ваш иподиакон носит усы без бороды?

– Он не в сане.

– Почему?

– Не решил: вступать в брак либо выбрать монашество, но склонен к последнему.

– Ну и хорошо, – резюмировал патриарх Пимен.

 Велика Россия!

Выпускник семинарии Андрей Кутепов собирался по благословению ректора продолжать учебу в духовной академии, заниматься научной работой. Но на выпускном вечере Святейший Патриарх Пимен благословил отца Андрея ехать в Иркутскую епархию помогать владыке Серапиону, получившему новое назначение.

Именно владыка Серапион в канун 8 сентября 1975 года совершил в Троице-Сергиевой лавре постриг Андрея Кутепова, который в монашеской жизни стал Алексием.

Сибирский этап в своем служении Богу владыка Алексий вспоминает с благодарностью и, если можно так сказать о митрополите, с восторгом. Он и сейчас, спустя сорок с лишним лет, прорывается в рассказе владыки об огромных просторах от Енисея до тихого океана, на которых простиралась епархия. Ясное дело, работы было много, тем более что пост у принявшего монашеский постриг отца Алексия был очень ответственный — секретаря управляющего епархией.

А что же научная карьера? Не состоялась?

 Святоотеческое учение о Божией матери

– Я не искал для себя научной карьеры, – поясняет владыка Алексий, – мне важнее пастырская доля, молитвенное общение. Но на то была Божья воля, что в Иркутске сохранился редкий дореволюционный фонд в областной библиотеке, принадлежавшей Иркутской духовной семинарии. К нему мне помог получить допуск уполномоченный по делам религий Иркутского облисполкома. Поступив на заочное отделение духовной академии, я имел в распоряжении уникальную научную и духовную литературу, к тому же источники были в русском переводе. Собирал свидетельства, мнения, плоды научных изысканий святых отцов христианского мира, обобщал их, часто испытывая вполне объяснимый трепет перед великой мудростью, и строил собственные умозаключения с тем, чтобы, сделав должные выводы, написать серьезный ученый труд…

Корреспондент «Молодого коммунара» удостоилась чести получить в дар от автора удивительную работу, которую невозможно читать без замирания сердца и душевного волнения. С первой и до последней страницы тебя ведет любовь автора к Божией Матери и неиссякаемые радость и свет, идущие от ярко и выпукло воссозданного ученым образа девы Марии. Вот одна из цитат начала повествования:

«Сколько любви, сокровенного тепла, сколько горячей молитвы и непостыдного упования связано с Её святым именем у христианина! Достаточно привести на память наименования лишь наиболее чтимых икон Богоматери: „Нечаянная радость“, „Утоли моя печали“, „Радость всех радостей“, „Всех скорбящих Радость“, „Взыскание погибших“, „Споручница грешных“, „Умиление“, „Знамение“, „Отрада и утешение“, „Скоропослушница“, „Достойно есть“, „Милующая“, „Живоносный источник“, „Избавительница“, „Спасительница утопающих“, „Милостивая“, „Целительница“, чтобы понять, какое изобилие милостей Божиих явлено человечеству через Преблагословенную деву — Богородицу»…

И понимаешь, насколько правдив этот вывод. Да, такой подход богослова к диссертационной теме способен посеять семена интереса даже у черстводушных людей.

В 1979 году работа «Святоотеческое учение о Божией Матери» была успешно завершена, диссертация блестяще прошла защиту, а архимандрит Алексий (Кутепов) удостоен ученой степени кандидата богословия. Так что владыка Алексий с пути, начертанного Господом, в том числе и научного, не сворачивает, следуя во всем принципу здорового максимализма.

В 1980 году владыку Серапиона переводят руководить Владимирской епархией, туда же переезжает служить и его секретарь. А в 1984 году архимандрит Алексий получает новое назначение, высокое и очень ответственное — наместника в Троице-Сергиеву лавру.

О целительном сне

Это было время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Работа велась огромная, спрос с себя и других был колоссальный.

– Можно считать, что в те годы настал период переоценки ценностей, своего рода пробуждение, переход от эпохи стагнации к развитию, осмыслению, созиданию,— говорит владыка Алексий. – священнослужители словно накапливали, как и советское общество, необходимую энергию для нового этапа истории, в котором уважение к православной вере стало превалировать над насаждаемым советской властью атеизмом. Рубежом между «до» и «после» как раз стало празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году.

После этого события я получил новое назначение. Священный Синод доверил мне две должности: председателя хозяйственного управления Патриархии и викарного епископа с титулом Зарайский. Пребывал я в них недолго. 3 мая 1990 года скончался Святейший Патриарх Пимен. А 20 июня Святейший Патриарх Алексий II и Синод назначили меня на Казахстанскую кафедру, где я служил 12 с половиной лет, духовно окормляя православных жителей на территории, превышающей размеры четырех Франций,— уточняет митрополит Алексий.

Утешить и помочь

Эти годы стали для владыки Алексия неоценимой жизненной школой. Распад Советского Союза обернулся для миллионов русскоязычных и православных людей трагедией, разрушением устоев, потерей привычных связей, работы и даже нередко крова.

– Мощные тектонические сдвиги народной жизни сотрясали общество, – вспоминает митрополит Алексий. – растерянные, выбитые из привычной колеи люди шли в православные храмы за поддержкой и утешением с молитвой к Господу. Мы понимали, как важно помочь структурировать жизнь русских православных людей, для которых Казахстан давно стал родиной. Здесь был их дом, здесь покоятся предки. Что делать? открывали приходы, создавали монастыри. Нужно было сохранять единство в многонациональном государстве. И в этом мы с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым находили понимание, общий язык, были соратниками. Он поддержал идею создания Ассамблеи народов Казахстана, объединившей разные этносы, сблизившей людей. Затем наш опыт переняли во многих странах СНГ…

С Казахстаном связан огромный пласт жизни, который был наполнен как большой человеческой печалью, так и радостью помощи людям.

 Храни веру православную

Архиепископом Тульским и Белевским владыка Алексий был назначен осенью 2002 года и прибыл в Тулу в канун празднования Казанской иконы Божией Матери, то есть 3 ноября.

– В Тульской области жили мои предки, родители отца, Николая Андреевича Кутепова, они родом из Ефремовского района; родители мамы, Галины Васильевны, в девичестве Рябовой, – из Веневского и Тепло-Огаревского районов. И то, что вот уже скоро 16 лет я живу и работаю на земле моих предков, – тоже милость Божия. Я сразу почувствовал себя в Туле как дома, епархиальные традиции, церковные отношения были выстроены моим учителем владыкой Серапионом, продолжены епископом Кириллом. Церковная семья по-доброму приняла меня, что способствовало и способствует плодотворной работе во славу Господа, во благо верующим.

Я очень люблю свой тульский загородный дом, мне в нем комфортно и уютно. Я даже рядом с ним высадил бор.

Сейчас в области две епархии — Тульская и Белевская. Я руковожу митрополией, забот и работы много, но это приносит удовлетворение. Туляки – славный народ. Непосредственный, искренний, добрый, работящий и очень талантливый. Общение с ними – в радость.

Отрадно, что развивается и расширяется Тульская духовная семинария, я в ней ректорствую. Воспитываем, учим священнослужителей, главная задача которых — откликаться на боль и радость человеческого сердца и запросы души, как на свои. Бескорыстно отдавать себя другому. Если не чувствуешь в себе такого духовного дара — значит, церковное служение – не для тебя…

– Владыка, вам исполнилось 65 лет. Что изменилось в ваших взглядах, жизненных установках за годы служения Церкви?

 – С возрастом, опытом становишься терпимее к людям, более остро понимаешь, что человек слаб и его нужно поддерживать.

– А что для вас главное в будущем?

– В тексте богослужения всем святым, в Церкви Русской просиявшим, заповедано: «Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе – утверждение!» Вот это и есть главное.

Тамара Головина