Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении соборного духовенства.
По окончании богослужения владыка обратился к предстоящим: «Словом мира и любви о Христе, в благословенное навечерие празднования мироспасительного события Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры. Желая несомненно и в полноте истины явить и показать нам, созданным по образу и по подобию Его цель, которую в предвечном совете Бог во Святой Троице славимый и поклоняемый предопределил для всего созданного Им миробытия и для рода человеческого в многообразии богозданно-существуещего и для каждого конкретного человека, показывая подлинное предназначение единой и общей для всех нас человеческой природы, нашего человеческого естества.
Во Втором Своем Лице, рожденном прежде всякой твари, как читаем у апостола Павла (Кол. 1, 15), в Единородном Божьем Сыне было предопределено возглавить род человеческий и в Нем через возглавление показать совершенную норму жизнедеятельности человеческого естества, которая в каждом из нас проходит все этапы становления и развития своего в раскрытии естественных природных способностей, единой и общей у всех нас реальности в конкретности самосознающей и ни к кому другому не сводимой инаковости наших “я”.
Мы видим как раскрылась человеческая природа, будучи воипостазирована, конкретизирована в Личности, в уникальности и несводимости, неповторимости самосознающей реальности Второго Лица Святой Живоначальной Троицы. От зачатия от Духа Святого и Марии Девы до безболезненного рождения, затем прохождения в послушании Своим земным родителям и всегда, и во всем всеблагой Отчей воле, раскрылась так, что из того состояния, которое получило при зачатии и рождении, которое было не необходимо падательным и не необходимо непадательным, сколько смертным, столько же и бессмертным, держа в Себе всю полноту потенции того и другого, как это было в Адаме Первозданном сразу после его сотворения и до его падения в раю.
Но показало совсем не такой плод, который принес Адам, не следуя в раскрытии всех свойств человеческого естества в своем предстоянии пред Богом и осуществлении воли Божественной, а выявляя это раскрытие по своей собственной воле, которая укоренилась в ложной подсказке, полученной от лукавого человекоубийцы искони и отца лжи диавола (Ин. 8, 44) и принесло плод – грех и его неизбежное последствие – смерть. И духовная смерть – для человека, как разлучение от ощущения опразрачненности присутствия в Боге, и смерть биологическая как распад физического своего состава.
Во Христе раскрывается в естественном послушании воле Бога и Отца, в силу того, что облечен плотью, как и мы все, Он имеет возможность получить смерть как распад и разлучение души от тела, и распад физического состава, но не обязан, потому что не грешил, а потенциальную возможность к этому имеет и принимает этот акт не как неизбежную повинность в качестве восприятия оплаты за грехотворчество, а как то, что принимает высоконравственная Личность по любви и состраданию к попавшему в беду, когда подвергает себя следствием вредоносного действия, погрузившего впавшего в беду в такое состояние.
Принимая его на свои плечи, поднимает его, выносит его из этого ужаса, из этой бездны и превосходящей силы в Нем пребывающей в нормальности бытия Своего, согревает и помогает выправиться, исцелиться, окрепнуть и встать на путь естественного и нормального проявления всех свойств своего естества.
Впервые общее всем нам человеческое естество во Христе, через то, что не будучи обязан смерти и повинен ей, Он ее доброхотно, ради нас принимает и выявляет полноту естественности для человеческой природы в исполнении воли Бога и Отца, не хотящего нашей смерти. Он возводит наше человеческое естество в новое, до этого еще не актуализированное, только в потенции вложенное в человеческое естество от Бога состояние непадательности, которое дает возможность Божественную молнию славы Трех Несозданных и привлечь, и принять, и вместить, и удержать в непадательном состоянии.
Откровение этой полноты является тем, что мы называем вознесением, то есть прославления богозданной материальности – физической реальности, той же самой славой, которой обладает природно Сама Божественная сущность. Поэтому вознесение не является перехождением с одного места на другое, перемещением во времени и пространстве, а является перемещением в окачествовании свойств единой и общей у всех нас человеческой природы, явленной во Христе, когда она совершенно спрославляется тождественно Божественной славе и ангелы поклоняются в Трех Несозданных Лицах как Божеству, так и человечеству, а, значит, и самой материи, потому что человечество предполагает неизбывной составной своей частью материальную субстанцию, небесные силы со страхом и трепетом поклоняются.
В такую красоту, в такое достоинство призваны мы с вами. Для этого и зачаты мы были в свое время, родились и живем, и крестились во Христа, чтобы во Христа облечься и увидеть, как человеческое естество в Нем раскрылось, каково его (человеческого естества) предназначение, где нас ждут по естеству нашему – в одесную Бога и Отца сидение (Мк. 16, 19), с радостью устремляясь к свидетельству о том, что это призвание для нас дороже всего – стяжание христоподобия в своей жизнедеятельности – это и есть смысл земной жизни и деятельности христианской.
Для этого в Церкви Господь все нам даровал, Самого Себя предлагает как Путь, Истину и Жизнь (Ин. 14, 6) для каждого из нас, говоря: входите, служа Богу со Мной и во Мне исполнением евангельских заповедей и зная несомненно, что там, где Я во Отце со Святым Духом во славе Божества, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26)».
Фото Александра Морозова