В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в соименном храме г. Тулы в сослужении духовенства Западного городского округа.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке. Проповедь на тему праздника произнёс благочинный округа протоиерей Игорь Корейша. По окончании богослужения совершено славление святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.
Затем архипастырь обратился к предстоящим: «В день престольного праздника сего святого храма, когда со всей православной вселенной и мы на благословенной нашей и богохранимой Тульской земле благочестно молитвенно чтим память святых первоверховных богопроповедников и духоносных Христовых апостолов Петра и Павла, словом мира и любви о Христе приветствую всех вас всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, и благодарю всеблагое Божие смотрение и моей мерности судившему вместе с вами, по обыкновению молитвенно предстоять здесь престолу благодати в этот праздничный день, завершающий собой в опыте нашей земной, христианской жизни еще один значимый этап по окончании дисциплины воздержания в движении плоти, в движении эмоций, в движении чувств, мыслей, желаний, в словах и поступках наших, посвященного поста святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, потому что их жизнь была исполнена любовью, тем присущим нашему человеческому естеству свойствам, способностью, действованиям, энергией, благодаря которым складывается качествование нашего взаимоотношения в межличностном общении, как друг с другом – себе подобными, так и с ангелами или с бесами и с Богом, во Святой Троице славимым и поклоняемым, и если это наше межличностное общение по разумному нашему предпочтительному выбору по сходству с Богом будет нами осуществляться, то любовь наша окачествуется также, как и в святых апостолах особым плодом не только свойственным для большинства из нас доступным нашим опытом ее проявления, когда мы много что любим и качество этого нашего действования выражается в том, что захватывает полностью, кто любит себя самого, не давая ему никого другого пространства, как только быть подо мной и совершенно превратиться в меня, а вот качествование любви по сходству с Богом несколько отличается от такого действования наших, наших способностей, и наших с богозданных энергий.
Это действие себя совершенно опрозрачнивает для другого, совершенно умирает для себя ради того, чтобы во всей полноте дать себе жить другому, дать ему пространство жизни и, когда этот другой есть источник всякого блага и бытийного, и качествования этой способности существовать во всем ее многообразии, то тогда является удивительное свойство.
Не то, что люблю, получил, под себя зажал, а, наоборот, открывает себя во всей полноте вширь и в глубину, и приглашает всех, не может держать это в себе самом и самого себя в общении, а открывается для всех, потому что Бог не только три Божественные Инаковости Отца и Сына и Святого Духа, но в Нем вся полнота миробытия, все великое многомиллиардное множество и Ангельских личностей и человеческих инаковостей наших “я” и вселюбимый, и всежеланный в жертвенной, самоотверженной силе опрозрачненности себя перед другими даже до смерти и смерти крестной, чтобы Воскресение, а через него нетление и бессмертие, безначальность, и бесконечность бытия Божественного стали общностью нашего с вами жизненного опыта, поэтому мы поем об апостолах: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18, 5).
Невозможно, тому, кто любит по-христиански, то есть любит богоподобно, значит, доброкачественно, любить эгоистически, жадно, себялюбиво, замыкаясь от всех и никого не пуская внутрь. Любовь Божия преизливающая открывает пространство для всего миробытия в личности, каждого конкретно богозданного существа – ангела или человека, если он своим разумным предпочтительным, личным выбором начинает любить не себя, а Бога подлинно, доброкачественно.
Святые Первоверховные апостолы Петр и Павел показывают нам пример жизненосной, жизнеутверждающей, радостотворной любви, которая в эмпирическом опыте нас, зачатых в беззакониях и рожденных во грехах всегда будет упираться себялюбием, на ложную любовь и будет стараться не просто ее бороть, а преображать действием любви Божественной.
В течение апостольского поста у нас была возможность опытно пройти и испытать себя – каково качествование нашей современной, христианской любви: потребительское, себялюбивое, жадное, захватническое или щедродательное, источающая себя во всей глубине и, хотя, испытывающее внешние скорбные, печальные, досаждающие и душевно, и телесно страдания?
Но познавая в них немощь свою, там открывается бездна жертвенной любви Божией, преображающей наши: тленность, страстность, смертность, удобопреклонность к себялюбию более, чем к боголюбию.
И мы можем свидетельствовать, что благодатью Святого Утешителя Духа Истины “живу уже не я, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 20). Поэтому причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн, именинников с днем тезоименитства.
Благодарю всех вас за усердие и прилежание, с которым вы проходите пред ликом Первоверховных апостолов Петра и Павла науку отцепреданного православного христианского жительства и искренне желаю всем доброкачественности в исполнении послушания и обучения, и на всех вас призываю щедрое, Божие благословение».
Фото Александра Морозова