Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении соборного духовенства.
По окончании богослужения архипастырь обратился к предстоящим словом мира и любви о Христе: «Приветствую вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в канун празднования памяти святых Царственных страстотерпцев. Сто лет тому назад, в эту ночь с 16 на 17 июля по новому стилю 1918 года, на Урале, в Екатеринбурге, в истории нашего Отечества и нашего народа произошел черный, совершенно бесчеловечный, бесовский бессовестный страшный акт, когда без суда и следствия совершенно беззащитную и абсолютно нелукавую семью бывшего государя ради блага народной жизни, требовавшей от него согласиться с видением и пониманием того, что дальнейшее прогрессивное движение России в историческом процессе может и должно проходить без его участия, ответил согласием на это и без всякой претензии на что-либо просил только одного – возможности быть честным гражданином родной своей земли наряду с прочими.
Но был коварно убит, жестоко расстрелян в подвале дома инженера Ипатьева. И даже после страдальческой, мученической кончины их несчастные тела были преданы поруганиям: их и сжигали, и перезахоранивали…
В истории нашего Отечества это событие, этот факт – несмываемое, грязное, позорное и черное пятно. Но в истории Святой Руси, Святой Соборной Апостольской и Вселенской Церкви, на исторических просторах России этот день христоподобный и славный, день, когда пред лицом всей земли взжигается седмисвечник нетленного сияния христоподобной любви в человеческих сердцах такой веры, такой надежды, такой верности, такой силы жертвенной любви к святыне Православия и к народу, который “не ведает, что творит”, что он сливается в единое и неразрывное сияние в уподоблении свету христоподобной жертвенной любви, входит в это сияние и, христопобно же, ходатайствует о тех, кто в своей земной жизни, руководствуясь неизбывным поиском императивно присущей нашему человеческому естеству, потребности искать смысл своей жизни, будет доискиваться до глубины истины и правды, и в этом поиске искать соответствующих себе ориентиров, то встретив в этом поиске этот семисвечник, обязательно возжет от него светильник своей лампады и по их святым молитвам будет хранить его негасимо.
Дай Господь, чтобы мы с вами оказались среди таковых, кто увидит правду Божию и полюбит ее, а по любви поймет то, что Дух Святой в Священном Писании через одного из своих свидетелей, апостола Павла, говорит о том, как это субъективно, обычно бывает выражаемо в этом лежащем во зле мире. «Да и все, – говорит апостол Павел, – желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12).
Подвигоположник и Спаситель наш Иисус Христос говорил об этом всем своим ученикам, на все времена давая это указание, как подлинное свидетельство не ложности, а праведности понимания христианского пути и его осуществления. “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15, 18)”. “Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16, 33).
И здесь мы, словно воск от лица огня, таем, видя, что государь – мужчина, воин, получив откровение, и не одно, от Бога о том, что ему предстоит самоотвержение в жизни, но супруга его – женщина, мать детей его, и он сам как отец их, не только для самих себя принимали эту самую жизненную тропу, стезю, судьбу, но и для детей в ее раскрытии, так что, хотя и имели они возможность уклониться от принятия такой чаши, но у них хватило силы, духа и мужества сказать – “Да ни наша воля, а Твоя воля, Господи, да будет” – достойно испив эту чашу. Действительно, таешь, как воск от лица огня, и понимаешь, что никакой человеческой силой пройти такой путь совершенно невозможно: это нужно было так себя отдать Богу, такое пространство Ему дать в себе, так себя удерживать в этом приглашении Его в себя, в этом огне Божественной чистоты и святости, что только этой Божественной силой и можно было вот так идти этим крестным путем.
Сегодня во главе со Святейшим Владыкой и Отцом нашим, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, пройдет, как всегда в эти особые дни, большой Крестный ход в Екатеринбурге – от того места, где Царственные страстотерпцы были расстреляны со всеми остановками на пути, по которому их везли, вплоть до Ганиной Ямы, где их тела, расстрелянные, растерзанные и сожженные, были закопаны. И мы сегодня духом своим идем вслед за ними, не просто географическим путем пунктов следования, а путем самоисцеления движения своих мыслей, своих желаний, своих поисков эмоциональных ощущений, требований самого нашего физического естества.
Хоть сколько-нибудь след в след, стопа в стопу – за ними, как они шли вслед за Христом на свою Голгофу, чтобы нам, когда придет время только по Божиему призыву, а не по безумию своему и не семиместному тщеславному порыву, сказать: “Не моя воля, а Твоя воля, Господи, да будет!”.
И пусть по святым молитвам царственных мучеников сподобит нас Господь послужить – даже без особого демонстративно выявляемого жизненного подвига – скромно и тихо только лишь достижениями братской любви, порядочности, добросовестности в своей жизнедеятельности, сподобит не потерять соль христианства, и силой благодати Божией, в нас теплящейся, составлять современную действительность в нашей богоспасаемой Матушке России!».
Фото Александра Морозова