По завершении Божественной литургии в День солидарности в борьбе с терроризмом митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил панихиду по убиенным и обратился к собравшимся со словом скорби о погибших от рук террористов при исполнении служебного и гражданского долга.

«От начала времен Господь предлагает нам выбор между жизнью и смертью, и от того, как мы осмыслим понимание жизни и понимание смерти, зависит качествование нашего выбора. Следствием чего будет и плод достижения смыслового значения в тех ощущениях, которые будут доступны каждому из нас с вами и в целом всему феномену, которое в мироздании носит наименование – человечество.

Сегодня особый день скорби по всему лицу земных границ Отечества нашего и мы совершаем память всех невинно убиенных в террористических актах. И прежде всего вспоминаем страшные дни сентября 2004 года, когда избравшие сознательно и волево смерть, пришли с насилием на 1 сентября, праздник радости жизни в Северо-Осетинском городе Беслане, захватив в заложники около полутора тысяч человек.

Из них 334 человека были убиты, а среди них 186 – дети.

Череда этих кровавых преступлений стала протяженной и многожертвенной, и сегодня мы вспоминаем всех убиенных, собираясь под сводами наших православных храмов, чтобы поставить себя лицом к лицу с этим искаженным, бесчеловечным и обезбоженным образом смерти, которая является творчеством падшей человеческой свободы…

Но любовью и благостью Божией, мы имеем возможность, по примеру Господа, не просто вошедшего в поток времени в человеческом облике, а ставшего его Центром, через совершенно доброхотное исполнение человеческим естеством всегда и во всем послушания всеблагой воли Отца Небесного достижения непадательного состояния человеческого естества и через это в Себе Самом открывшего и нам возможность ощущения огорчения грехолюбием и смертотворчеством, с тем чтобы пожелать спастись, ориентируясь на Подвигоположника Христа который в отличие от ограниченности нашего человеческого восприятия, наполнен  Безначальности и Бесконечности Божественного бытия и его жизнеутверждающего Победоносия.

В отличии от этого опыта и факта в жизни Церкви мы не ощущаем себя встроенными в этот мир через рождение в Боге, но чувствуем себя ограниченными реальностью своего внешнего человека (2Кор. 4, 16) который перемещается во времени и пространстве, от чего саму жизнь осознаем как движение от рождения, к часу смерти.

Может быть, живя по-христиански и принимая в себя семена Христианства и ощущая их плодоносие, как блаженный Августин, епископ Иппонийский, можем осознать, что рождение есть сразу и смерть, и обретение жизни…

Смерть, потому что только мгновение назад были в лоне материнском, в полной безопасности получая всю полноту счастливого и беспечного своего существования!

Выход же на этот белый свет, завершая одну ступень жизни, является смертью эмбрионального существования и началом жизни на белом свете которая в конечном итоге откроет иные двери новой смерти, а за ними, также как в первом опыте, не будет конечной точки, а откроются двери к большему совершенству.

В своей биологической жизни, мы будем развиваться, как и плод в чреве материнском, набирая опыт для того, чтобы, когда придет последний земной вздох, принять в полноте плод пройденной общественно-культурной жизни и обретенный опыт смерти, объединяющий собой в своем предпочтительном выборе желание ощутить единство не только с себе подобными людьми, но и с тремя несозданными Божественными Личностями Отца, Сына и Святого Духа.

Когда в этом опыте мы понимаем, что дух наш укоренен не только в движении Божественной воли, вызывающей нас из небытия в бытие, но в межличностном отношении Трех Несозданных к каждому конкретному из нас, вызывающем нас не в общем потоке, призванном проявить неисчетную  глубину творческих божественных потенций, а для того, чтобы осуществляя затем свой разумный предпочтительный выбор, мы могли бы выразить его в поиске достижения сходства с Ними Тремя в образе общения, ибо жизнь человеческая не сводится просто к биологическому процессу…

Господь, по благости своей, видя слабость и немощь каждого из нас, но всем желая приобщиться максимально к полноте подлинной реальности жизни, не по причастности к ней только, а в собственном ее смысле и выражении, как не спрашивает нас, когда и как бы мы хотели прийти на этот белый свет, а вызывает, чтобы мы ориентировались в этом каждый по-своему осуществляя свой разумный предпочтительный выбор жизни и смерти, так и не спрашивает нас, когда бы мы хотели чтобы открылись врата Божьего замысла – того целевого направления, которое от Бога вложено в каждого из нас…

Вот сейчас, в XXI веке все движение прогресса и науки осуществляется желанием отодвинуть смерть на задний план, а не так, как Богоматерь и святые, ждущие нас не осквернить нашего предпочтительного выбора, чтобы в результате получить не посеянное и выращенный нами гнилой плод, но доброкачественный плод, как мы видим на иконе Успения Богородицы – какую любовь и славу уготовил Господь для любящих Его (1 Кор. 2, 9).

Поэтому, когда мы спрашиваем, Господи, почему эти дети Беслана, с такой радостью пришедшие на школьный двор, оказались среди тех, чья жизнь оборвалась?..

Потому что Господь увидел, что в том состоянии, в котором они находились тогда, их дух и разумный предпочтительный выбор в пользу Жизни был таков, что мог Божественную молнию и привлечь, и принять, и вместить, и удержать – не опаляясь ею, а преображаясь по образу и подобию Ее (1Кор. 4, 16). И также было со всеми, кто погиб в результате терактов, самозабвенно исполняя долг служебный или гражданский, когда в мгновении ока оборвалась их земная жизнь и открылась им дверь Истины, к которой Три Божественные Личности, как Альфа и Омега, как Начало и Конец (Откр. 1, 8) всего, опознаются и принимаются в этом опознании с радостью!

Вот так в тех измерениях и ощущениях, которые нам доступны, мы выявляем сегодня и скорбь человеческую земную, и печаль, но не должны замыкать их на своем человеческом измерении. Нам надо подумать о том, что, если бы мы помнили час свой смертный не затем, чтобы его отодвинуть прогрессивными достижениями человеческой науки и творчества, а с тем, чтобы явиться в этот час в полноте Богоподобия.

Через это воспринимая, как должно относиться к людям, не сомневаясь, что сиюминутное мгновение, есть наше последнее, и больше не будет у нас шанса показать и проявить к ним свою любовь, потому что вечная жизнь обещана нам не в земных ее измерениях, а именно в этом опознании себя по сходству или несходству с Тремя Несозданными, в котором физическая смерть будет раскрытием врат к опознанию Божьего обещания. Поэтому святые отцы наши, как великий дар своего опыта, предлагают нам живоноснейшее лекарство, память смертную: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39).

И вот сейчас мы, из имеющегося у нас ограниченного собственного христианского опыта, межличностного общения с Тремя Несозданными, будем в молитве обращены ко Христу, который держит на своей груди миллиарды наших человеческих “я”, подобно как видим Его держащим на Своих руках в день Успения Богоматери Ее Пречистую Личность, как желанное, любимое и драгоценное сокровище Свое, чтобы через Себя показать всех потомков Адама первозданного в дыхании и свете Святого Духа Богу и Отцу. Поэтому пусть каждый своей памятью вспомнит того, кто в XXI веке погиб от рук террористов, но вспомнить не только своей ограниченной памятью, а во Христе – Его памятью, чтобы в этом открылся нам и Отец наш Небесный, благостью Своею, путями Своими неисповедимыми для нашей ограниченности, открывающий нам бездну милосердия и любви животворящей и жертвенной.

Помолимся, да упокоит Господь дыханием Своей любви души всех в XXI веке скоропостижно в террористических актах скончавшихся и сотворит им вечную память».

Алексей Анкин, фото Александра Морозова