В канун праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Успенском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении соборного духовенства.
По окончании богослужения владыка обратился к предстоящим: «Словом мира и любви о Христе в благословенное на́вечерие мироспасительного события Обретения и Воздвижения матерью святого равноапостольного царя Константина царицей Еленой Частно́го и Животворящего Креста Господня в богопрославленном граде Иерусалиме, приветствую всех вас на благословенной Тульской земле, которая тщанием, любовью и стараниями пращуров наших, в самом центре своем имела храм в честь этого события.
На этой площади, которой сейчас, слава Богу, возвращено историческое название – Крестовоздвиженская – ныне располагается музыкальный фонтан, а когда-то был престол Воздвижению Честному и Животворящему кресту Господню.
Находясь географически максимально близко к этому святому месту, наши кафедральные храмы имеют праздник как один из своих престольных праздников и я вседушевно рад поздравить вас с этим духовным торжеством.
Сегодня Господь беседовал с нами, когда мы слышали Его молитву к Богу и Отцу, вознесенную Им перед Своими страданиями, раскрывающую смысл Его служения и каков будет плод, внешне выражаемый Его крестом, Его распятием: “Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон” (Ин. 12, 31).
Термин “мир сей” не просто философский или исторический – это истинно библейский термин, выражающий собой особое смысловое содержание.
“Мир сей” совсем не тождественен тому миру, который вызван Богом из небытия к бытию во всем его многообразии и гармонии взаимодействия, приводящего все это множество в единство, отражающее собой Божественное Триединство природы и Тройственность Лиц в самом источнике благобытия.
Все, что сотворено Богом, “все добро зело” (Быт. 1, 31) во всем своем многообразии и во всем своем взаимодействии и проникновении одного в другое с обменами свойств, но все это многообразие не существует просто само по себе, а вверено властвующему и путеводствующему управлению личностным человеческим реальностям, нашим человеческим “я”.
Весь космос принадлежит каждому из нас во всей своей полноте и является в этом смысле, через то, что мы участвуем своей жизнедеятельностью во всех процессах, идущих в этом космическом богозданном мире, продолжением и естественным раскрытием нашего собственного физического организма.
Это можно прочувствовать через магнитные бури и приливы, и отливы в океанах, соответствующие лунным циклам. Они есть и в нас, проявляясь то в высоком, то в низком давлении…
Так подтверждается, что мир в нас и с нами, а значит в нашей власти и в зависимости от того, каков наш разумный и предпочтительный выбор в качестве обладания всей этой реальностью и способах, и видах взаимодействия с ней, с учетом того, что мы всегда способны видеть Задумавшего и Осуществившего, и всем этим нас Одарившего всеблагого Творца, Промыслителя и Щедродателя, и принимая этот подарок в естественном восприятии, совершенно нуждаемся в том, чтобы быть искренне благодарными за такое чудо и доверие.
Выражать же эту благодарность должно не просто мимоходом, а так, чтобы выявить характер обладания по сходству с Тем, как Он Сам все устроил, задумал и для чего-то нас пригласил быть Ему соработником.
Как это сделать? Лишь вопрошая Его о пути и ви́дении везде и во всем печати Его мудрости, лежащей на всем, и зная все так, как оно есть по Божественному замыслу, и в соответствии с ним взаимодействовать и приносить праведный плод, благодаря Господа, чтобы через нас эта благодарность личностным образом была выражена на всех уровнях возглавляемой нами полноты созданно-существуещего.
Если в своем обладании мы будем двигаться не путями Божественных логосов, замыслов и законов, то в греховной жизни по себялюбию обретем плодами – зависть, гнев, ярость, братоубийство и похоть, смерть духовную и душевную, и телесную, и служение человекоубийце искони – сатане, по его подсказке нами подчиняемого мироздания его владычеству и разрушению. Мы же приняли этот опыт в лице своего праотца еще в Раю: “Что это вам там Бог сказал – слушайтесь Меня доброхотно”?..
Чтобы то добро, которое вам подарено и вы принимаете его в страдательном состоянии, пассивно, чтобы оно не было для вас просто пассивной реальностью, а в силу того, что понято вами, что оно добро – благо, то есть источник радости и счастья, а поэтому нужно иметь его не просто страдательно, но еще и творчески активно, понимая, что оно способно осуществлять себя доброкачественно и богоподобно…
Тогда оно будет принадлежать нам в равной степени как Тому, Кто его задумал, осуществил и нам подарил, воспринимаемые и нами доброхотно, реально становясь нашей собственностью, плодом и нашего сотворчества и соработничества…
Но мы не устояли в этом призвании в прародителях, предпочтительным выбором остановившись не на исполнении Божией воли, а на подчинении воле богопротивника-сатаны, и зачинаясь в беззаконии и рождаясь во грехах, генетически мы приходим в этот мир, считая, что это для нас норма – удобопреконность ко злу более, чем к добру, настаивая на том, что все было по распоряжению Господнему, но по нашему хотению.
Посмотрите, что видели Христовы современники, о чем они нам засвидетельствовали и что доходит к нам из глубины веков через Священное Писание и действие Святого Духа в Церкви, Им основанной и Кровью Его приобретенной.
Свои действия Он совершенно естественно выявлял так, как природно по Божиему замыслу не осуществилось в Адаме, а в Нем выразилось во всей полноте естественности для человеческой воли: “Я пришел не для того, чтобы творить волю Свою, а для того, чтобы творить волю пославшего Меня Отца” (Ин. 6, 38)…
И как раскрывается это Отчая воля!
Мы очень часто думаем, что Бог есть абсолютная справедливость, но какой же тут суд справедливости, если Он предупредил нас – вы умрете смертью, если отвергните волю Мою. Как же нам это знакомо по опыту своего действия, когда в детстве нам говорили родители – не делай так, потому что можешь себя исказить, повредить и умереть раньше времени – в своем родительском опыте к нашим детям и как они потом, в своем себялюбии, какими наполняются плодами, преподнося их и нам.
Не так Христос осуществил Свою человеческую волю – ничего по Себе, а лишь по воле Отца Небесного. Бог-Отец, будучи по природе неразрывным со Своим Сыном так, что всегда Отец в Сыне, а Сын в Отце и Дух Святой в Них, Сына Своего посылает в этот мир, для того, чтобы приняв в Самого Себя единое с нами человеческое естество, добровольно усвоил Себе следствие всех наших грехов и нашу смерть.
Что это значит для Него, как Личности, Которая не знает греха? Природа наша в Нем естественно ощущает то, что она не сотворена для смерти, но сотворена для жизни.
Отец же Небесный, чтобы во Христе-Богочеловеке уничтожить нашу бациллу смертотворчества, еще на Предвечном Совете, прежде, чем сотворить человека, предлагает Своему Сыну ценой уничижения жертвенной любви даже до смерти и смерти крестной – сотворить тварную свободу человеческих личностей, которую уважать, как Свою собственную для Триединого Божества.
Здесь то и происходит “суд миру сему” – “Я пришел не для того, чтобы творить волю Свою, а для того, чтобы творить волю пославшего Меня Отца”!
В психологическом смысле абсолютно невыразима во всех смыслах ужасности эта смерть, потому что для Христа она психологически абсолютно противоестественна и абсолютно насильственна, проникающая в Его человечество из вне лишь потому и настолько, насколько Его единая и общая с Отцом и Святым Духом воля, не хотящая смерти и погибели грешников, добровольно впускает в Себя это следствие ограниченной тварной падшей воли людей. Это нам понятны психологически болезнь и смерть, так как изнутри мы есть грехолюбцы.
У Христа же этого нет, Его человеческое естество может, но в отличие от нас не обязано умирать, ибо не зачато в беззакониях и не рождено во грехах.
Любовь у Отца и Сына, и Святого Духа к творению Своему, во всем многообразии космоса и каждого из нас, кому все это вложено в уникальность водительства – безгранична!
Эта любовь не движется своей корыстью, а попускает уйти на сторону, не бросая и не отворачиваясь, а как в притче о блудном сыне – она везде предваряет свое дитя, не давая смерти совершенно его разрушить горечью, но познав эту горечь дает возможность вернуться к Отцу, вспомнив и осознав, что Им все живет и движется, и существует.
Поэтому я пойду и скажу, что недостоин быть его сыном, но я теперь знаю, каков ты, Отец – твое бескорыстие беспредельно, прошу, прими меня хотя бы как наемника своего…
В сотворенном Адаме было естество ни необходимо смертное, ни необходимо бессмертное – будешь верен, будешь жив, а в противном случае – умрешь, пожав то, что посеешь.
Во Христе человеческое естество впервые само раскрылось и получило абсолютный плод доброкачественного следования воле Божией, достигнув впервые предопределенную для Него Богом цель непадательного состояния, то есть совершенного богоподобия.
На Кресте мы видим откровение жертвенной Божественной любви к человечеству. А привлечь, принять, вместить и удержать ее, не просто на колени встать и поклониться образу этой любви, явленной Христом на Его Кресте, где бы и когда мы его не увидели – это символ креста, а сам же Крест, это как раз и есть жертвенное служение по воле Бога-Отца и Его любви к нам, любви Сына к нам, выявляемая таким служением, не только ноги умывающим и отирающим, но и кровь Свою за нас проливающим…
Во Христе смерть, как плод жизни в похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, которая есть вражда против Бога, как писал Иоанн Богослов, в ограниченности своей человеческой тварностью преодолена и поглощена совершенной богоподобностью Христова человечества и уничтожена Им, и при этом всемогуществом Божества Его преображена в источник бессмертия, выявленный Его Воскресением, как Первенца из умерших.
Этой благости, этой жертвенной и нас преображающей и возвышающей до совершенного богоподобия любви, мы и кланяемся, когда поем: “Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим”».
Фото Александра Морозова