Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Покровском храме восстановленного исторического центра города Тулы в сослужении духовенства Центрального городского округа.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По окончании богослужения совершено славление празднику.
Митрополит Алексий обратился к предстоящим со словами архипастырского наставления:
«В сии благословенные и святочные дни особым Божиим милостивым смотрением подаются ищущим Божией истины богатые дары Святой Живоначальной Троицы, позволяющие нашему, стремящемуся к познанию истины, человеческому уму и, через исполнение Христовых евангельских заповедей, в чистоте своих движений, нашему человеческому сердцу привлечь, принять, вместить и удержать великие и таинственные смыслы Божественной силы действований ту, от века сокровенную в Божественной премудрости тайну спасения миробытия и человеческого рода, к которой желают приникнуть ангелы, — произнес владыка. — Вестником и Ангелом сей Божественной тайны для нас является Единый от Святой Троицы, Единородный Божий Сын, благоволивший родиться нашего ради спасения от Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии, в восьмой же день как человек обрезатися и принести нам не только свидетельство конкретного исторического события во внешних формах его проявления во времени и пространстве, но и раскрыть его внутренний духовный смысл.
Первоверховный святой апостол Павел в Послании к Колоссянам (2, 8-12) сегодня повествовал нам об этом, говоря о Христовом обрезании и указуя не только на его внешнюю формальную сторону.
Спаситель как истинный сын Адама, праотца Авраама, принял обрезание крайней мужской человеческой плоти, являющейся символом противоестественного, не предусмотренного для человека его Создателем-Богом стремления к удовольствию чувственному более, нежели чем к удовольствию духовного общения в межличностном взаимодействии с Богом в достижении сходства с Ним в единочувствии, единомыслии, единодушии, единонравии и единодеймтвии. Но существует и подлинное внутреннее Христово обрезание, которое раскрылось в Его человеческой жизни и деятельности в силу того, что человечество Его от самого зачатия было полно благодатью: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), и поэтому Спаситель и Господь наш Иисус Христос впервые во всей истории человеческого рода как индивидуум человеческий проявляет абсолютную норму движений и действований всех сил и функций человеческого естества, состоящую в том, чтобы не своего искать в этой жизни, а удовольствие получать только от исполнения воли Отца Небесного. Это не внешнее, а внутреннее обрезание Господь выразил жизнью Своею и сформулировал словесно: «Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).
И этот дар абсолютной нормы жизнедеятельности человеческого естества в послушании воли Отчей через Себя как через Донора, как Новый Адам Господь дает человеческому роду Самого Себя для любящих Его, как Дверь (Ин. 10, 9) и как Лоза Истинная (Ин. 15, 1), давая нам, после того, как мы через своих родителей приняли вхождение в мир рождением, возможность родиться и от Него, получив этот начаток, это семя подлинного обрезания — реального стремления и осуществления в своей жизнедеятельности предпочтительного выбора к тому, чтобы только одну волю — Божию — искать, содержать в уме, чувствах, словах и поступках своих, и в этом, во Христа крестившись, с Ним умерев для жизни по ветру своей головы, во Христа облекаться, вырастать в добродетели христианской и постигать богоусыновление через подобие со Христом в единомыслии, единодушии, единочувствии, единонравии и единодействии. И тогда Дух Святой будет видеть в нас нерукотворенное жилище для Себя, и вместе с Сыном и Духом Святым Отец Небесный возлюбит нас, и мы станем Живой Церковью Бога (Ин. 14, 23), во Святой Троице славимого и поклоняемого».
По традиции архипастырь поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников и именинниц, а также поблагодарил духовенство, клирос и прихожан храма за теплую и сердечную молитву, совместно принесенную к Престолу Божественной благодати.
«Желаю всем вам, чтобы в новом году, наступившем уже и по старому стилю, благодать Господня не покидала нас никогда в ту меру, в которую мы будем верны ей в своей жизни, в своих намерениях, словах и поступках», — сказал в заключение владыка Алексий.
Марина Полянская, фото Александра Морозова