Посетивший Тульскую епархию Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Волокаламский, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель отдела внешних церковных связей, руководитель Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, побывал в Тульской духовной семинарии. На встрече присутствовали: митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, епископ Белевский и Алексинский Серафим, представители тульского священства, преподаватели, студенты и выпускники ТДС.
Открыл встречу ректор ТДС митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.
– От всей души благодарим Вас, что Вы проявили такой интерес к нашей духовной братской семье, и просим преподать нам Ваше архипастырское наставление, – обратился владыка Алексий к митрополиту Илариону.
Митрополит Иларион поделился впечатлениями о проведённом на тульской земле дне, насыщенном разными событиями и встречами, и перешёл к вопросам духовного. Говоря о преимуществах и недостатках очной и заочной форм обучения, владыка поделился собственным жизненным опытом:
– Мне вообще не довелось учиться в семинарии и академии на очном отделении. Так случилось, что службу в армии я окончил в ноябре, когда поступать в семинарию было уже поздно. Я отправился в монастырь, где принял постриг. Поэтому на следующий год поступал в Московскую духовную семинарию в качестве заочника, а потом и в академии учился заочно. В чём преимущества и в чём недостатки заочной учёбы? Главный недостаток заключается в том, что заочник очень редко видит преподавателей, он вынужден учиться по книгам. А книги эти не всегда должного уровня, и по сути дела, заочник – это человек, который получает самообразование. Преимущество этого пути заключается в том, что имеет место определённая экономия времени. Если человек мотивирован к учёбе, если он способен, то материал, который он на лекции усвоил в течение определённого количества часов, самостоятельно, через книги, он может усвоить быстрее. И в этом смысле заочное обучение предоставляет некие преимущества. Например, я в своё время (конечно, программы тогда были не столь насыщенные), окончил четырёхлетний курс семинарии за один год, а четырёхлетний курс академии – за два года. И потом уже по благословению священноначалия очно учился в Оксфордском университете. Учился на докторате, который весьма условно можно назвать очной формой обучения…
Большое внимание митрополит Илариона уделил теме пастырского призвания и пастырского служения.
– Вне зависимости от того, на какой форме обучения вы состоите, вы все должны помнить о самом главном – о том, что Сам Господь избрал вас на то служение, которое на вас уже возложено или только будет возложено. Помните, Он сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас». И вы являетесь избранниками. Каждый из вас пришёл в семинарию своим путём, но призвание вы получили от Господа, как и каждый из учеников, который последовал за Христом. Но не все отзывались на Его призывы. Кто-то отходил с печалью, потому что у него были другие мысли, другие интересы в жизни. А были люди, которые всё бросали и шли за Господом. Вы те, кто откликнулись на этот призыв, и поэтому вы принадлежите не самим себе, а принадлежите Церкви.
Конечно, служение священника – это служение жертвенное. Это самоотдача, которая требует послушания воле Церкви, когда ваша личная воля этому, казалось бы, противится. В этом мы должны подражать Самому Господу, Который был послушен воле Своего Отца, и послушен был даже до смерти. Мы знаем, что Господь в Гефсиманском саду молился Своему Отцу: «Если возможно, то минует Меня чаша сия». По-человечески Он боялся страданий, Он не хотел их. Но поскольку Его воля находилась в полной гармонии с волей Бога Отца, то Он завершил эту молитву словами: «…но не как Я хочу, а как Ты, Господи».
С таким же настроением мы должны служить Богу. Мы можем иметь свои интересы, свои приоритеты, мы можем стараться чего-то избежать в жизни, мы имеем право бояться страданий. Но если эти страдания и испытания нам посылаются, мы должны их принимать так, как принял Свою крестную смерть Господь Иисус Христос- с полным послушанием воле Божией. И если какие-то аспекты нашей личной жизни не вписываются в то пространство, которое для нас отвела Церковь, мы должны уметь отсекать эти свои личные интересы, отсекать всё, что препятствует нам. Об этой ответственности, которая на каждого из вас возложена, я хотел бы сегодня напомнить. Каждый священнослужитель свой жизненный путь проходит по-своему. Но вот эта жертвенность, эта преданность, эта готовность подчинить воле Божией свою волю требуется от каждого из нас. Без этой готовности не стоит вообще вступать на путь священнослужения.
Кому-то кажется, что священство – это красивая жизнь, богатые доходы, высокое положение… Это большое заблуждение. Священники ведут жизнь в материальном отношении очень скромную, жизнь эта многотрудная, она требует того, чтобы человек не жалел своих сил, отдавал всего себя Богу и людям. И Господь именно таких людей призывает на Своё служение. Хотел бы всем вам пожелать, чтобы вы были именно такими служителями Церкви…
Владыка Иларион подчеркнул, что одна из важнейших задач священнослужителя – это проповедь Христа, проповедь евангельского слова, для которой можно использовать все доступные средства:
– Для священника это, прежде всего, церковный амвон. Проповедуя в храме, мы должны говорить людям о том, что вы сами переживали, наша проповедь должна рождаться из нашего собственного опыта, из литургического опыта. Проповедь, произнесённая на амвоне, является частью литургии. Конечно же, в проповеди можно использовать какие-то сведения, которые вы почерпнули из книг, услышали от других людей. Но если проповедь будет основана только на книжном знании, если мы не переживём то, чему мы хотим научить людей, то наше слово будет «медью звенящей и кимвалом звучащим», она не затронет сердца людей. А то слово, которое исходит из глубин нашего сердца, затронет и наших прихожан.
Но помимо церковного амвона для священнослужителя открываются и многие другие пространства. Священника часто приглашают в светские учебные заведения. И там мы имеем дело совсем с иной аудиторией, Прихожане в храме относятся к нам с доверием – практически всё, что мы им скажем, будет принято на веру. Но если говорить о светской, например, о студенческой аудитории, то совсем не всё, что мы скажем, её удовлетворит. Многое будет подвергнуто критическому анализу, могут быть заданы неприятные вопросы. И мы должны уметь спокойно и с достоинством на них отвечать.
Сегодня священнослужителю предоставляется возможность проповедовать Слово Божие и через средства массовой информации – газеты, журналы, телевидение, радио и, конечно же, интернет. Всё это позволяет существенно расширить нашу аудиторию, коснуться сердец и умов тех людей, которые просто так не придут к нам в храм послушать, как мы проповедуем с церковного амвона.
Проповедь в средствах массовой информации требует определённого навыка и способности говорить так, чтобы нас понимали. Бывает так, что священнослужитель замыкается в некой субкультуре, частью которой незаметно для себя становится. Говорит на особом языке, оперирует особыми понятиями, значение которых ему кажется совершенно очевидным. А для простого или малоцерковного человека значение этих понятий может оставаться совершенно неясным. Например, в проповеди мы всегда говорим о спасении. Но если мы начнём говорить о спасении в светской студенческой аудитории, слушатели зададутся вопросом: а почему, собственно, нам говорят о спасении? Мы что – утопающие, погибающие? Мы, в общем-то, живём неплохо, почему нам надо спасаться?
Или когда мы говорим о Царствии Божием. В контексте церковной проповеди это понятно, потому что верующие люди знают, что такое Царствие Божие. Но, если со светскими людьми будем об этом говорить, они этого не поймут до тех пор, пока мы не объясним евангельский смысл этих слов. Когда мы выступаем перед людьми, далёкими от Церкви, мы всегда должны стараться говорить о том, что является универсальным, что относится к каждому человеку. Священнослужитель может говорить людям не только о Боге, о чисто религиозных вещах, но и о повседневной жизни. Как это часто делает наш Святейший Патриарх. Он говорит о том, на что люди часто не обращают внимания, приводит примеры из их повседневной жизни, которые имеют отношение не столько к религиозной, сколько к нравственной тематике. А ведь эта тематика, религиозная и нравственная, очень тесно соприкасается. Мы должны знать, чем живут люди, жить их жизнью, радоваться их радостями. Тогда наше слово будет не каким-то абстрактным, но оно будет основано на нашем жизненном опыте и будет сопрягаться с жизненным опытом тех людей, с которыми мы встречаемся.
Владыка Иларион подчеркнул, что пастырское служение очень трудно и ответственно:
– Миссия священника превышает человеческие силы так же, как и миссия апостолов превышала человеческие силы. Если бы Сам Бог не давал апостолам то слово, которое они несли и проповедовали по лицу всей земли, тогда Церковь не разрослась бы до таких масштабов, какие она имеет сегодня. Каждый из нас черпает вдохновение в Божественной литургии, таинствах Церкви, и мы должны помнить, что служение наше будет успешным только в том случае, если мы будем ежедневно и ежечасно просить у Бога помощи и постоянно находиться в живой связи с Самим Господом нашим Иисусом Христом, призвавшим нас на это служение.
В заключение митрополит Иларион обратился к семинаристам:
– Желаю вам помощи Божией в том служении, которое Церковью на вас уже возложено или будет возложено. И ещё я хотел бы пожелать, чтобы никто из нас своим поведением, своим образом жизни, словами не посрамил Церковь и оправдал бы то доверие, которое вам оказано священноначалием и Самим Господом. Храни вас всех Господь! Христос Воскресе!
– Ваше Высокопреосвященство, благодарю вас за яркое, содержательное слово, а самое главное, за то, что Ваше слово не расходится с Вашей жизнью. Этот пример служения Богу и Церкви и словом и делом для нас очень важен для того, чтобы каждый мог возжечь и в своём сердце этот благодатный свет веры, – завершил встречу митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.
По окончании встречи владыка Иларион подарил семинаристам свою книгу «Христос. Бог и Человек» и посетил Церковно-археологический кабинет ТДС, где осмотрел экспозицию зала церковного искусства и собрание старинных книг.
Марина Горчакова, фото Фёдора Передиреева