В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре Тулы прошел очередной ежегодный литургический съезд на тему «Церковное благочестие: жизнь и служение».
Перед началом работы съезда митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, в сослужении епископа Белевского и Алексинского Серафима и духовенства двух епархий в составе Тульской митрополии, совершил заупокойную литию по приснопамятному митрополиту Тульскому и Белевскому Серапиону, 81-ю годовщину со дня рождения которого поминала православная полнота Тульской митрополии.
По завершении литии по владыке Серапиону высокое собрание продолжило работу, заслушав доклады духовенства двух епархий по теме литургического съезда: «Церковное благочестие: жизнь и служение».
Протоиерей Александр Себякин, настоятель храма во имя св. мц. Параскевы с. Большая Тросна Белевской епархии предложил вниманию собрания доклад «Христиство и служение (цель жизни)»: «Миссия Церкви заключается в том, чтобы учить народ богочеловеческим добродетелям и сплетать в его душе ткань всех богоподобных свойств, ибо заповедь Господня «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет.1:16) вменяется христианам в обязанность. В этом заключается спасение души от грешного мира, который «весь во зле лежит» (ср.: 1 Ин. 5:19). Образованному атеизму мы должны противопоставить христоносных людей, которые кротостью своего Прообраза и подражанием от века праведным друзьям Божиим победили мир. И поистине «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 4:4).
Соединение богослужения и благодарения, когда Господь служит нам, а мы — Ему, и есть Божественная литургия, общее дело Бога и народа Божьего. В этом соединении Церковь осуществляется как богочеловеческий организм. Тогда Церковь становится действительно вселенским событием, Церковью кафолической и всепобеждающей.
Протоиерей Геннадий Антонов, руководитель отдела по религиозному образованию и катехизации Тульской епархии, затронул тему «Церковного служения мирян»: «Очень важно сегодня, чтобы среди наших мирян возрастало сознание ответственности и чувство причастности к общему делу. Как известно, греческое слово «литургия» и означает «общее дело». При этом делом не только священников, епископов, но всех членов Церкви является и то, чем занимается она помимо богослужения. Мы очень заинтересованы в том, чтобы миряне играли активную роль в жизни Церкви, чтобы они не были просто пассивными «захожанами», которые заходят в храм, когда им заблагорассудится или в случае неких особых событий личной, семейной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы каждый мирянин чувствовал себя причастным к общему делу и чувствовал свою ответственность за его конечный результат».
Протоиерей Валентин Дудин, настоятель храма во имя Иверской иконы Божией Матери п. Теплое Белевской епархии, рассказал об «Особом служении – служении Благодарения»: «Словом “евхаристия” – благодарение – именуется величайшее таинство христианской Церкви – принесение Бескровной Жертвы и Причащение Ею. В евхаристической молитве (анафоре) Церковь возносит Благодарение Богу за все Его дела (творение, искупление, освящение). Главный предмет христианского благодарения – это совершенное Христом искупление и восстановление человеческой природы, дарованная всякому верующему возможность вступить в общение с Богом ( Рим. 1. 21. 1 Фес. 5. 18. Еф. 5. 20. Кол. 3. 27; 4. 2). Поскольку эта возможность реализуется через участие в таинстве Евхаристии, тема благодарения об искуплении пронизывает главную евхаристическую молитву – анафору, во время которой предложенные хлеб и вино, освящаются и становятся Телом и Кровью Христовыми. Протопресвитер Николай Афанасьев ( препод. патрологии в Русск. Правосл. Богосл. институте в Париже ) в книге «Церковь Духа Святаго» в главе «Приносящий благодарение», говоря о проблеме возникновения служения епископов-пресвитеров для наиважнейшей цели христианства – служения благодарения-Евхаристии, пишет: «Установленная на Тайной Вечери Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы, когда трапеза учеников стала евхаристическим собранием. Земное содружество Христа не прекратилось с Его земной жизнью… В Евхаристии, совершаемой Церковью, Христос прибывает в полноте и в единстве Своего Тела, а через Евхаристические Дары, Его ученики становятся во Христе…».
Иеромонах Лазарь (Поляков), насельник Свято-Богородичной Щегловской обители г. Тула, выступил с докладом на тему «Евангельский образ Церковного благочестия»: «Благочестие – поклонение Богу в духе и истине. Прекрасно говорит об этом великий отец Церкви св. Кирилл Иерусалимский: «Образ благочестия состоит из двух вещей: из благочестивых догматов и добрых дел. И догматы без добрых дел не благоугодны Богу, и дела, совершаемые без благочестивых догматов, не приемлются Богом. – Что пользы хорошо знать догматы о Боге, и срамно любодействовать?» (Огласит, п. 4)».
По завершении обсуждения докладов и вопросов архипастырям собрание завершило свою работу, единодушно определившись с темой литургического съезда в 2015 году – «Любовь, как основа единства Церкви».
Говоря о работе съезда, епископ Белевский и Алексинский Серафим подчеркнул важность и ценность подобных встреч: «Здесь есть возможность не только обновить какие-то теоретические знания, полученные когда-то в семинарии и несколько, может быть, подзабытые с течением пастырского служения, но и поделиться практическим опытом служения в разных условиях – городских и сельских».
Подводя итоги работы литургического съезда, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий отметил хорошую и вдумчивую работу докладчиков: «Шестой раз милостью Божией на Тульской земле проходит съезд. Во время подобных собраний духовенство двух епархий в составе Тульской митрополии обсуждает вопросы, связанные с литургической, богослужебной и пастырской деятельностью. Сегодня мы рассматривали вопрос церковного благочестия в жизни и служении с практической точки зрения.
Приятно отметить, что сообщения священников нашей епархии были богословски очень правильно выстроены и задали прекрасный тон для последующей дискуссии.
Духовенство увлеченно обсуждало затронутые вопросы, это дало почувствовать,что единодушие, единомыслие и единонравие являются достоянием жизни нашей митрополии.
Переживаю глубокую радость от того, что есть такая возможность для духовного, братского и человеческого общения, как наш ежегодный литургический съезд».
Алексей Анкин, фото Фёдора Передиреева