В день малого престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в храме Рождества Христова (Николо-Зарецком) в сослужении духовенства Северного городского округа Тулы.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, о сохранении единства Святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление святым царственным страстотерпцам с возглашением уставного многолетия, затем владыка обратился к участникам общей молитвы со словами поздравления и назидания: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенный день престольного праздника сего святого храма, когда со всей православной христианской вселенной и Матерью нашей духовной — Русской Православной Церковью и мы, жители богоспасаемого града Тулы, благочестно совершаем молитвенную память страстотерпческого христоподобного подвига жертвенной и самозабвенной христианской любви дивного седмиричного созвездия Божиих человеков, замечательной христианской семьи — святых Царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и царевича Алексия.

Этот светлый и праздничный в духовной нашей жизни день в историческом измерении отмечен темным пятном человеческого тщеславия, самомнения и гордыни, богонечувствия, богозабвения и позора, в историческом смысле несмываемого. И только в путях историософских, в путях духовного движения Вселенной по всеблагому Божьему предвидению и осуществлению Предвечного Божественного замысла о мироздании, синергией всеблагого Божьего Промысла и соответствующего ему отклика со стороны свободы самовластно движимых сознательным предпочтительным выбором людей к тому, чтобы быть верными Своему Создателю, Промыслителю, Искупителю и Спасителю настолько, что вложенное в наше человеческое естество от Бога и призвание к осуществлению жизнедеятельности в возможности любить другого больше, чем самого себя, раскрывается абсолютное совершенство такого личностного способа существования и обретается подлинный смысл всех смыслов одарения нас таким характером общения в межличностном взаимодействии с Триединым Богом который и является нам в жизни всех подлинных христиан, услышавших призыв Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).

Мы знаем, каков был конец святых царственных мучеников — он не вкладывается ни в ум, ни в сердце себялюбивого падшего человеческого естества. Господь открывал им этот крестный путь совершенного уподобления Христу, и они знали, какая мученическая кончина им предстоит. И Господь через это знание постепенно возводил их к тому, давая им духовную силу, дабы они знали ответ на вопрос, который мы с вами слышали за сегодняшней службой в послании святого апостола Павла к Римлянам: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 35).

Ответ на этот вопрос дает сам же первоверховный апостол, извещая всем, «…что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39), только если мы имеем сердце чистое, способное видеть Бога (Мф. 5, 8). Именно это почувствовали и поняли в своих сердцах царственные мученики. И подобно тому, как на подсвечнике от одной свечечки зажигаются остальные, вся семья от боголюбия отца и матери полыхала одним светом!

Все унижения, оскорбления, оплевания, заушения, перевозы из одной тюрьмы в другую, разлучения, которые претерпели государь, государыня и их дети, начиная со 15 марта 1917 года, с момента отречения Николая Александровича от престола, и до 17 июля 1918 года, были перенесены в молитве, в Евахаристии, вокруг Христа — до самого последнего момента. Ибо невозможно жить в таком ожидании кончины, если не иметь в душе и сердце твердого, живого — и на эмоциональном, и на сознательном уровнях — переживания: Кем я живу, двигаюсь и существую, если не иметь откровения Духа Святого, что теперь «уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал. 2, 20)! Невозможно это вынести, но можно сойти с ума! А вот так, спокойно и сознательно, идти этим страдальческим, страстотерпческим крестным путем во исполнение призыва Подвигоположника : « Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16, 24), «Терпением вашим спасайте души Ваши» ( Лк. 21, 19), «Претерпевший до конца спасется» (Мк. 13, 13) невозможно без живого Божьего содействия.  Но они прошли этим путем, потому что пребывали в Боге, а Он — в них, и потому мы их прославляем, поклоняемся, пред этим плодом синергии Бога и человека, Божественной славы и человеческой свободы, себя доброхотно вручающей путям Божественного Промысла и просим : Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас ! Аминь.»

Марина Полянская, фото Александра Морозова